Groove-box

О нем трудно сказать – музыкальный инструмент ли это, интерактивный плеер или игрушка. Однако он по-прежнему вызывает интерес к себе как со стороны слушателя, так и музыканта.

Итак, что же такое грувбокс и чем он заслужил такую популярность?
Началом эпохи зарождения электронной музыки принято считать 80-е годы 20-ого века. Фрэнки Наклз (Frankie Knuckles) — Dj, недавно переехавший из Нью-Йорка, открывает в Чикаго знаменитый клуб «Warehouse», в котором прогрессивные Dj играют весьма необычную для того времени музыку – смесь соула, фанка и диско. Они вносят в эти звуки мастерские приемы сведения, а иногда — накладывают собственные барабанные дорожки, созданные «на ходу», на дешевых драм-машинах «TR» фирмы Roland (которые, кстати, стали в последствии культовыми, и звучат во множестве электронных треков и по сей день). Собственно, название первого жанра в электронной музыке – хаус (house) – зародилось именно там.

драм- машина семейства "TR"
драм- машина семейства «TR»
Фрэнки Наклз
Фрэнки Наклз

Чуть раньше фирма Roland выпускает прибор, предназначенный для гитаристов или музыкальных групп, который был призван заменить отсутствующего бас-гитариста – Roland TB-303. Однако прибор не заслужил тогда должной популярности – его звук мало напоминал звучание бас-гитары, управление было далеко не интуитивным, да и максимальная длина фразы в 16 шагов – это очень немного. Через полтора года прибор сняли с производства как неудачный, выпустив всего около 10 000 штук. Никому не нужные, эти приборы лежали на полках комиссионных магазинов.
Однажды один из них попал в руки авангардного Dj того времени – DJ Pierre, который ради эксперимента решил применить его звучание в своем треке. Трек назывался Acid Traxx, и представлял собой 10 минутный барабанный ритм, сгенерированный на драм-машине TR-909, поверх которого музыкант записал повторяющийся 16-нотный басовый рифф. Используя возможности прибора, Dj Pierre крутил ручки фильтра, резонанса, огибающей и акцента. В итоге трек звучал довольно разнообразно. Однако понравился он далеко не всем – характерное «кислотное» звучание баса оценили в основном клабберы. Так появился жанр Acid House, а прибор стал культовым – сейчас его цена на вторичном рынке составляет около 2000$.

DJ Pierre (Nathaniel Pierre Jones)
DJ Pierre (Nathaniel Pierre Jones)

Собственно,TB-303 и принято считать первым в мире грувбоксом. Само название грувбокс (groovebox) было придумано фирмой Roland, буквально оно переводится как «коробка с грувами», но что же такое грув? Грув – понятие весьма расплывчатое, означающее нечто вроде внутреннего движения в музыке, того самого движения, которое заставляет говорить «вот эта музыка качает!». Здесь и находится первое определение тому, чем является грувбокс – это попросту «коробка, которая качает танцпол»!

TB-303
TB-303
      1. Acid trax - Phuture

После того, как крупные корпорации-производители электронных инструментов поняли, что в музыкальной индустрии зарождается что-то совершенно новое, они тут же обратили свое внимание на молодую сцену электронных музыкантов и их манеру игры. Для того, чтобы держать танцпол в напряжении не нужно играть сложных композиций, да и Dj в большинстве не имели музыкального образования — чаще они заранее программировали барабанные рисунки драм-машин и басовые партии TB-303, пользуясь встроенными возможностями приборов, а во время исполнения управляли параметрами, меняющими характер звука — такими как свинг, фильтр, длина нот, тональность и др. Это определяло конкретный характер игры, учитывая который, производители спроектировали и начали производить новый вид специализированных приборов, заточенных именно под подобную манеру написания и исполнения музыки. Так появились приборы, которые уже можно было назвать полноценными грувбоксами: Roland серии MC, Quasimidi rave-o-lution 309, Yamaha RS7000, Korg Electribe.

Roland серии MC,
Roland серии MC
Quasimidi rave-o-lution 309
Quasimidi rave-o-lution 309
Korg Electribe
Korg Electribe
Korg Electribe
Korg Electribe
Yamaha RS7000
Yamaha RS7000

Все эти приборы обьединяло наличие в них набора функций, необходимых для написания и исполнения именно электронной музыки: тонгенератор, основанный на классическом синтезе или сэмплах, встроенной драм-машины с возможностью расширенного редактирования, продвинутый шаговый секвенсор, предельно упрощенный способ ввода информации, которая чаще всего могла редактироваться и перезаписываться прямо во время исполнения, а главное — интуитивный способ манипуляций над звуком.

Вскоре приборы попали в руки музыкантов, и были оценены по достоинству. Они были удобны, современно звучали, а главное — разгрузили руки музыкантов — теперь не обязательно было возить за собой на гастроли всю свою студию, наполненную синтезаторами, секвенсорами и приборами обработки звука — достаточно было взять с собой один-два грувбокса с заранее запрограммированными музыкальными рисунками (паттернами).

Устройство грувбокса и изменения вносимые производителями в новые модели чаще всего очень сильно отражались на характере электронной музыки и музыкальных приемах использованных в ней. Во многом развитие электронной музыки были обусловлены именно применением тех или иных функциональных особенностей грувбоксов. Большинство известных электронщиков считали наличие этих приборов в своей студии обязательным, многие музыканты, такие как FatBoy Slim или The Prodigy начинали свои первые шаги в творчестве изучая и пытаясь программировать попавшие в их руки грувбоксы.
Публика отнеслась к появлению новых инструментов с не меньшим интересом — теперь Dj не просто виртуозно включали и миксовали заранее написанные треки, но и играли, импровизируя и подчас изменяя известные грувы до неузнаваемости, прямо на глазах у изумленной публики.
Главной особенностью этих инструментов являлось наличие функционала сразу нескольких студийных приборов в одном компактном корпусе. Для создания звуков, внутри грувбокса мог находится синтезаторный модуль, похожий по принципу работы на тонгенераторы клавишных или модульных синтезаторов.
Другие модели предлагали вместо классического синтеза манипулировать встроенными в память семплами или даже загружать и записывать собственные сэмплы. Например, такие известные электронные жанры, как Big Beat и Breakbeat, основанные на виртуозном составлении общего звучания из небольших отрывков-сэмплов, которые музыканты доставали отовсюду — записывали интересные звуки и шумы, сэмплировали старые виниловые записи, и др.- часто сочинялись на грувбоксах.
Помимо синтезатора или семплера, а иногда и того и другого сразу, внутри грувбокса находился еще один модуль, который до эры грувбоксов мы могли бы найти в студиях в виде отдельного прибора — это секвенсор. Музыкант, сочиняя музыку на грувбоксе, чаще всего не имеет ни фортепианной клавиатуры, как у синтезаторов, ни других традиционных средств исполнения. Электронная музыка, насыщенная сложными пассажами, ломаными арпеджио и атональными звуковыми эффектами, здесь не играется, а программируется с помощью секвенсора. Например, мы имеем повторяющийся временной цикл в 16 шагов (как на TB-303), на каждом из которых мы можем отдельно указать — будет ли там находиться нота или нет, какой она будет громкости и продолжительности, каким будет звук синтезатора, и т.д. Секвенсоры грувбоксов как раз были идеально приспособлены для такого сочинительства. Иногда клавиши степ-секвенсора можно было переключить в режим фортепианной клавиатуры, чтобы наигрывать на них простые мелодии, но гораздо удобнее было пользоваться встроенными механизмами сочинения грувов — рандомайзером, ладовыми шаблонами, арпеджиаторами, и др.
Обычно грувбокс содержал внутри несколько отдельных секвенсоров и тонгенераторов — для каждого тонгенератора своя отдельная дорожка секвенсора. Часто тонгенератор также содержал (или позволял загружать свои собственные) звуки барабанов. Это позволяло сочинять и исполнять на одном приборе полноценные музыкальные композиции так, как если бы мы использовали несколько клавишных синтезаторов и драм-машин, подключенных по MIDI к многоканальному секвенсору.
Главной особенностью секвенсоров грувбокса, помимо способа ввода и управления информацией, остается и способ воспроизведения данных — это циклично повторяющиеся музыкальные рисунки, называемые паттернами, переключение между которыми строго синхронизировано с темпом и осуществляется музыкантом. Такой прием был перенят от грувов, генерируемых драм-машинами, но теперь к барабанным рисункам также добавлялись цикличные басовые и мелодические партии. Собственно цикличность, как один из основополагающих приемов танцевальной электронной музыки, обусловлена именно конструктивными особенностями грувбоксов.
Однако, человеческое ухо не сможет долго слушать какой-то монотонно повторяющийся грув, он достаточно быстро надоест и начнет раздражать слушателя. Здесь и начинается разговор о живом исполнении музыки с помощью грувбоксов. Чаще всего паттерны (грувы) заготавливались музыкантами заранее — программировать музыку на ходу было непросто, хотя находились и такие умельцы, создавшие собственный жанр исполнения электронной музыки с помощью грувбоксов, называемый XoX-sequencing, в котором вся музыка от начала и до конца создавалась и исполнялась прямо на танцполе. Большинство же электронщиков вставали на сцену с заранее заготовленным набором паттернов. Но простое переключение паттернов сложно назвать живой игрой.
Собственно исполнением приводившим в восторг посетителей клубов и заставлявшим музыкантов в экстазе плясать на сцене было в данном случае виртуозное внесение небольших изменений в заготовленные паттерны с помощью органов управления, которыми во множестве оснащены почти все грувбоксы — ручки, фейдеры, кнопки, клавиши степ-секвенсора активирующие и деактивирующие определенные шаги, сенсорные ленты, инфракрасные датчики, изменяющие звук от движения руки в воздухе — все это позволяет взаимодействовать со звуком настолько глубоко, насколько велико мастерство электронного музыканта и продумана конструкция грувбокса.
Изменения эти в итоге стали так важны, что развитие всей электронной музыки тронулось в данном направлении. Характер новых моделей грувбоксов тоже меняется — все больше возможностей по изменению звука в реальном времени предлагают производители. Музыкант может манипулировать длиной нот, громкостью, характером звука, посылом звука на эффекты, заглушать и активировать отдельные дорожки, менять нотную партию — выстраивать интервалы, менять ритмику и еще множество самых разных вариантов взаимодействия со звуком.
В 90-х годах 20 века, во время бурного развития электронной музыки, компьютеры также активно развиваются. Все более массовым и общедоступным становится интернет, растут вычислительные мощности процессоров. Однако компьютеры продолжали использовать по большей части в студиях звукозаписи. Вживую музыку на них почти не исполняли. Это было связано и с их громоздкостью и ненадежностью, а также с тем, что профессиональные программы для написания музыки еще не позволяли в полной мере интуитивно и удобно играть музыку, основанную на грувах.
Постепенно, компьютеры выходят и на музыкальную сцену — сначала с них начинают играть Dj, а позже и музыканты. Дешевеют и становятся все более массовыми специальные миди-контроллеры — аппаратные панели, имеющие осязаемые органы управления, с помощью которых музыкант управляет программой.
Электронная музыка тем временем растет и развивается, ее звучание становится все более изощренным и требует все большего качества звука и количества применяемых техник и эффектов. Современные треки все труднее и труднее становится сыграть с помощью одного-двух грувбоксов. Количество оборудования, используемого на сцене электронными музыкантами, росло. В определенный момент логика создания грувмашин меняется. Вместо того, чтобы помещать внутрь развитого контроллера электронные мозги, разработчики решают присоединить к универсальному, уже достаточно производительному для этого компьютеру пульт управления и соответствующее ПО. Программные секвенсоры становятся все более интуитивными и универсальными, в них начинают добавлять функционал, заранее расчитанный для игры на сцене. Так, постепенно, компьютер с соответствующим ПО и подключенным к нему контроллером начинает выполнять функции грувбокса.
Однако здесь становится очевидной большая разница между использованием «железных» грувбоксов и связки компьютер-контроллер. Железные грувбоксы менее производительны и функциональны,но гораздо стабильны характерно звучат и имеют конкретные приемы игры и способы исполнения, тогда как компьютер всегда приходится настраивать под себя, его звук зависит от качества используемой звуковой карты, стабильность тоже часто оставляет желать лучшего. Манера исполнения электронной музыки и ее насыщенность выразительными средствами сегодня удивительно разнообразны, и каждый музыкант волен выбирать подходящие именно ему инструменты.
Исходя из множества нюансов, таких как история развития грувбоксов, современные техники игры и написания электронной музыки, да и использование электронной составляющей в сценической и студийной музыке вообще, привело к тому, что в настоящий момент грувбоксы разделились на 2 пути развития. Некоторые производители, такие как шведская компания Electron, продолжают производить исключительно самодостаточные инструменты, функционал которых становится все более узкоспециализированным, дабы не вступать в ненужную конкуренцию с ПК. Такие инструменты как правило имеют специфический звук, удобство программирования и управления, но при этом их функционал часто органичен конкретными приемами и техниками. Последнее время становится все более модным звучание аналоговых синтезаторов, которое невозможно сымитировать программными средствами. Аналоговые грувбоксы — это ответ современной эпохе, такие инструменты как Korg Volca или Electron Analog Four имеют плотный    аналоговый звук и широкие возможности программирования паттернов.

Electron Analog Four
Electron Analog Four
серия Korg Volca
серия Korg Volca

Вторая ветвь развития грувбоксов как музыкальных инструментов, ушла в сторону использования в качестве вычислительных мощностей ПК и планшетов. Эти инструменты (например, NI Maschine или Arturia Spark) представляют собой связку из миди-контроллера, очень похожего своим набором органов управления на hardware-грувбоксы, и специализированного ПО. Такие приборы позволяют сочинять музыку почти не глядя на монитор ПК, при этом обладая очень большими функциональными возможностями. Существуют и грувбоксы-программы, работающие на сенсорных планшетах, и потому, не требующие специальных контроллеров — манипуляции со звуком в данном случае музыкант проводит взаимодействуя с картинкой напрямую. Например, софтовый грувбокс Samplr для Ios вводит новые необычные способы взаимодействия со звуком – звуковые волны здесь буквально можно трогать руками.

NI Maschine
NI Maschine
NI Maschine
NI Maschine
Arturia Spark
Arturia Spark
Samplr
Samplr

Так как грувбоксы были и остаются инструментами, созданными в первую очередь для живого исполнения  они продолжают развиваться, используя все современные технологические достижения. Не угасает и значение этих приборов в студии – они по-прежнему незаменимы в качестве генераторов стабильного midi-clock, hardware-секвенсоров, midi и аудиоинтерфейсов, их используют для создания барабанных партий, секвенций и динамической обработки звука. По-прежнему эти приборы привлекают своих владельцев удобством подхода к созданию музыки наравне с большим количеством необычных техник аранжировки.

2 thoughts on “Groove-box

  1. Hiya very nice site!! Man .. Beautiful .. Amazing .. I’ll bookmark your web
    site and take the feeds also? I am glad to search out a lot
    of helpful info here in the publish, we want work out more techniques in this regard, thank you for sharing.
    . . . . .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.