Synthesize (Синтезатор)

История музыки есть не только история смены стилей и жанров, но также и история поисков новых звучаний, новых акустических условий. Каждая эпоха обладает своим неповторимым звучанием, и великие технические открытия — телеграф, телефон, радио — дали создателям музыкальных инструментов совершенно новые средства.
Мы называем их теперь радиоэлектронными. Возникла электромузыка — область увлекательнейшего творческого сотрудничества радиотехников, акустиков и музыкантов.
Работа в этой области оказалась плодотворной, одна за другой стали появляться разнообразные конструкции принципиально новых инструментов, предназначенных сначала для воспроизведения, а затем и для сочинения и записи музыки.
Пианино очень многогранно как инструмент, и синтезатор как раз является одной из его граней, которая смогла в корне поменять всю музыку, расширить её возможности до пределов, которые себе и представить не могли классические композиторы. Мало кто знает, какой путь был пройден до того, чтобы появился синтезатор.
Синтезатор главный музыкальный инструмент современности, он совершил в прошлом веке настоящий фурор, инструмент без которого не было бы такого понятия как электронная музыка. Корни слова «синтезатор» идут из понятия «синтез», то есть создание чего-либо (в нашем случае – звука) из ранее разрозненных частей. Одной из его ключевых особенностей является то, что синтезатор способен воспроизводить не только звуки классического пианино (и, между прочим, даже звуки пианино буду чаще всего предлагаться в разных вариантах), но и имитировать звучание многих других инструментов. В них заложены и электронные звуки, которые смогут воспроизвести только синтезаторы.
Синтезатор – музыкальный электроинструмент, звук которого создается при помощи генераторов звуковых волн. Бывают синтезаторы аналоговыми и цифровыми. В аналоговых происходит изменение свойств электрического сигнала, в цифровых необходима настройка центрального процессора.
Самым первым вариантом электронного музыкального инструмента и прародителем синтезатора был изобретенный в XIX веке музыкальный телеграф Элайша Грея.

Э.Грей
Э.Грей

Он состоял из клавиатуры и встроенных динамиков. Это была скорее экспериментальная модель, нежели музыкальный инструмент.

телеграф Грея
телеграф Грея

Также в этой области отметился русский учёный Лев Термен – именно его уму и рукам принадлежит создание одного из первых полноценных инструментов, использующих законы физики и электрическое питание, известного как терменвокс.

Лев Сергеевич Термен
Лев Сергеевич Термен

Он представлял собой довольно простую и мобильную конструкцию, аналогов которой нет до сих пор – это единственный инструмент, на котором играют, даже не касаясь его.Музыкант, перемещая руки в пространстве между антеннами инструмента, меняет колебательные волны и тем самым изменяет и ноты, которые выдает терменвокс. Инструмент считается одним из самых сложных в освоении из когда-либо созданных человечеством — управление им неочевидно и требует выдающихся слуховых данных. Помимо этого звук, который выдаёт терменвокс, скажем так, достаточно специфичен, но именно за это он до сих пор ценится музыкантами и используется при записи.

Терменвокс (современный вариант)
Терменвокс (современный вариант)

Один из первых электронных раз уже клавишных, назывался Теллармониум и был изобретен Таддеусом Кэхилом из Айовы. И инструмент, целью которго было заменить церковный орган, вышел воистину масштабным: он весил около 200 тонн, состоял из 145 огромных электрогенераторов, а, чтобы перевезти его в Нью-Йорк, понадобилось 30 железнодорожных вагонов.Что это была за студия, где находился такой инструмент, представить трудно.

Таддеусом Кэхилом 
Таддеус Кэхил

Но сам факт его создания показал, куда двигаться музыке, показал, насколько еще может технический прогресс помочь развитию искусства. Говорили, что Кэхил опередил своё время, называли его невоспетым гением. Однако, несмотря на все прелести инструмента, ему еще было куда развиваться: помимо громоздкости он еще и  вызывал помехи на телефонных линиях, да и качество звука его было достаточно посредственным, так как на тот момент еще не были изобретены усилители звука, которые могли бы обеспечить ему должное звучание.

Тelharmonium
Тelharmonium

Разумеется, ряд столь масштабных изобретений повлёк за собой их прогрессирование. Следующей ступенью развития электронных инструментов стал так называемый орган Хаммонда, создателем которого был американец Лоренс Хаммонд. Его творение было  значительно меньше своего старшего брата Теллармониума, но всё же далеко не миниатюрным (весил инструмент чуть меньше 200 килограммов).

орган Хаммонда
орган Хаммонда

Главной особенностью органа Хаммонда стало то, что нём были особые рычажки, которые позволяли самостоятельно микшировать формы сигнала и в конечном итоге выдавать собственноручно настроенные звуки, отличные от стандартного органного. Инструмент добился признания — его часто стали использовать вместо настоящего органа в американских церквях.

Лоуренс Хаммонд
Лоуренс Хаммонд

Интересно, что когда Хаммонду предъявили требование не называть свой инструмент органом, то в итоге требование было отклонено, так как комиссия не смогла отличить звук электрооргана от настоящего духового инструмента. Первая модель, которая называлась очень просто – «А», поступила в продажу в 1934 году, хотя официальной датой ее первого появления считается 15 апреля 1935 года, именно тогда изобретатель представил Hammond A на выставке, проводимой в Чикаго. Орган был небольших размеров, что могло бы послужить его популярности. Принцип формирования звука основывался на вращающихся с определенной частотой дисках, по одному на ноту. Диски приводились в движение с помощью двигателей, а напротив их находился магнит с обмоткой. Таким образом, скорость вращения и количество выступов на каждом из дисков влияли на высоту генерируемого тона. Революционным было то, что в органе Хэммонда уже использовался принцип добавочного (аддитивного) синтеза — тембр можно было менять за счет добавления к основному тону до восьми дополнительных гармоник (обертонов). Уровень гармоник устанавливался с помощью специальных регистров. То есть, по большому счёту, в середине тридцатых годов человечество уже имело полноценный аналоговый синтезатор
В модели Novachord (одной из самых успешных коммерческих моделей), выпускавшейся в период с 1939 по 1942 были попытки синтеза таких инструментов как пианино, клависин, духовые. Генерировались и собственные звуки.
В 1955 году в модели В3 для формирования тембра был добавлен перкуссионный звук с резкой атакой, который поныне считается неотъемлемым для классического звучания органов Hammond.

Novachord
Novachord

Модельный ряд Hammond – это инструменты, наиболее часто используемые в индустрии звукозаписи начиная с самой зари рождения электроинструментов. Это полноценные универсальные инструменты, которые не привязаны к определённому времени, они используются и сейчас. Настоящее признание пришло к органам Хэммонда в эпоху рок-музыки: его звук хорошо известен по классическим альбомам ELP и Procol Harum и Deep Purple. А музыку последней группы вообще невозможно представить без Hammond и Leslie.
В 40-х годах Дон Лесли работал в фирме Hammond и предложил заменить эффект тремоло, применяя вращение рупора высокочастотного динамика для получения амплитудно-частотной модуляции. Его предложение тогда не имело успеха в рамках корпорации, и выпускать свое устройство Дону пришлось уже не в фирме Hammond, а самостоятельно. Но и сегодня мы  говорим Хэммонд, подразумеваем Лесли, и наоборот. Первый Лесли был выпущен в 1949 году, после этого много раз видоизменялся, но концепция оставалась прежней.

Hammond Leslie 122X
Hammond Leslie 122X

«Хэммонд» и «Лесли» обладают ярко выраженными акустическим характером. В этом на орган Хэммонда похоже пианино Родеса.
Звучание этого инструмента неповторимо и давно уже стало классическим. Без него невозможно представить рок, поп, хаус и эйсид-джаз и много других музыкальных направлений. Звук классического образца можно слышать в записях Passport, Incognito, Crusaders, Weather Report, Earth, Чика Кореа , Херби Хэнкока, Джорджа Дюка.
Изобретатель Гарольд Родес сначала был прекрасным учителем музыки. В 20-летнем возрасте он основал «всеамериканскую» сеть музыкальных школ, в чем немало преуспел: «метод Родеса» по обучению игре на фортепьяно до сих пор заслуженно востребован.

Гарольд Родес
Гарольд Родес

Но с началом Второй мировой войны он записался добровольцем. Руководство решило использовать талант педагога и Родесу поручили обучать музыке пациентов военных госпиталей. Для таких учеников нужен был особенный миниатюрный инструмент, дешёвый и надёжный. В 1942 он году создал такой: первые экземпляры в условиях военного времени собирались из запчастей отслуживших самолетов. «Пианино ВВС» (Army Air Corps Piano) представляло собой акустический инструмент: «струнами» служили алюминиевые трубы из гидравлической системы самолетов, выпрямленные и нарезанные на отрезки соответствующей длины, подобно ксилофону. Клавиатура в две с половиной октавы была сделана из древесины хвойных пород, звук извлекался ударом деревянных молоточков о трубы. Было выпущено несколько тысяч таких устройств.
После войны Родес решил повторить успех, но с коммерческим расчётом. В новом трёхоктавном инструменте Pre-Piano в качестве генераторов звука использовались камертоны (выпускаемые на фабрике игрушек) диаметром около 1 сантиметра; самый низкий был длиной приблизительно 20 сантиметров. В инструменте были установлены электростатические звукосниматели; он был снабжен усилителем и встроенным 15-сантиметровым громкоговорителем. Эта модель стоила недорого (99 долларов), но спроса на неё не было. Причина – низкое качество звучания и ненадёжность. Через два года предприятие закрылось. Однако через некоторое время компания Wurlitzer, чья продукция известна и сейчас, разработала собственный инструмент на базе изобретения Родеса. После неудачи с Pre-Piano Родес начал работать над клавишным инструментом с 72 клавишами, корпус которого напоминал кабинетный рояль. Во время рекламного турне по Америке инструмент привлек внимание Лео Фендера, автора легендарных гитар и усилителей Fender. В 1959 году Родес и Фендер стали партнёрами. За шесть лет была выпущена только одна модель Piano Bass (басовое пианино). Сотрудничество оказалось неплодотворным, и Родес ушёл в компанию CBS. В 1965 появилось Rhodes Piano.
Струнами Rhodes Piano служат камертоны. Как объяснял сам Гарольд Родес: «Источником звука являются модифицированные камертоны с неравными ножками. Представьте себе закрученный стальной стержень, сдвоенный в месте расположения зубцов. При ударе по нему возникает звук, подобно камертону. Суть моего изобретения состоит в том, что я добавил зубцы с другой стороны камертона, благодаря чему его можно настраивать, перемещая пружину вперед или назад. Зубцы, выполненные из толстой рояльной струны, также более чувствительны к удару молоточков».
Последней из классических, полностью аналоговых по методу формирования звука моделей Rhodes Piano была выпущенная в 1984 году Stage 2А. Музыканты, а особенно импровизаторы, до сих пор ценят модели Rhodes Piano невозможность дважды сыграть две одинаковые ноты.

Rhodes Piano
Rhodes Piano
Rhodes Piano
Rhodes Piano

Гарольд Родес умер в 2000 году, а Rhodes Piano уже не выпускаются. Хотя в каждом синтезаторе есть банки похожих на Rhodes Piano звуков. Иногда они называются «электропиано». Родес придумал звучание, которое стало музыкальным достоянием двадцатого века, и котрому подражают и сегодня. Хэммонд и Родес начали и закончили эпоху акустически-подобных синтезаторов. В дальнейшем звучание инструментов будет нести явно синтетический характер.
Первый полноценный синтезатор, то есть инструмент, позволяющий композитору самостоятельно создавать новые тембры был разработан компанией RCA в 1955 году. Инструмент назывался Mark I, и в рекламных целях на нем было записано несколько пластинок с переложениями классических произведений. В 1959 году появился Mark II, который теоретически мог выпускаться серийно для студий электронной музыки, но его габариты и цена (175 тысяч долларов) помешали успеху. Насколько синтезатор был необычным инструментом в те годы, можно понять, поставив какой-нибудь ранний альбом Фрэнка Синатры, скажем, Swing Easy (1955) – контрабас, тромбоны, трубы, рояль, перкуссии. Никакого синтетического звука и не ожидается.
Первый успех к синтезатору как к понятию пришёл в 1964 году, когда Роберт Муг сконструировал инструмент ценой всего в 7 тысяч при минимальной комплектации.

Robert Arthur "Bob" Moog и его "Moogs"
Robert Arthur «Bob» Moog и его «Moogs»

На синтезаторы обратили внимание, но настоящее признание к синтезаторам пришло после выпуска в 1970 году легендарной модели Minimoog, стоимостью 1500 долларов. Minimoog выпускался одиннадцать лет, с 1970 по 1981 год. Этим синтезатором пользовались многие музыканты, настолько разнообразные, что заподозрить их в использовании одного и того же инструмента невозможно: ABBA, Pink Floyd, Kraftwerk, Depeche Mode, Michael Jackson, Rainbow, The Prodigy, Nine Inch Nails и так далее. Minimoog отличается своеобразным, специфическим и уникальным звучанием, что делает его актуальным и сейчас.
По конструкции синтезатор достаточно прост – состоит из трёх аналоговых осцилляторов (VCO), микшера, генератора шума, VCA и резонансных фильтров, колесиков управления высотой тона и модуляцией, клавиатуры на 44 клавиши. Для компьютера выпущено большое количество эмуляций инструмента. Лучшая – полноценная эмуляция Moog Modular V от компании Arturia. Сам Роберт А. Муг назвал ее великолепной.

Moog Modular V
Moog Modular V

Попытки создать новые электронно-музыкальные инструменты пошли по пути либо применение адаптеров (звукоснимателей) установленных на измененные классические инструменты, либо использования управляемых или коммутированных генераторов, Но неожиданное и оригинальное решение появилось в СССР. Весьма оригинальный фотоэлектронный синтезатор звуков «АНС», названный так в честь великого русского композитора А. Н. Скрябина, был тогда разработан в нашей стране Б. А. Мурзиным. Этот синтезатор, который его автор определил как «электронный инструмент для композиторов», плодотворно использовался советскими музыкантами в течение длительного времени на экспериментальной студии электронной музыки в Москве.

фотоэлектронный синтезатор звуков «ANS»
фотоэлектронный синтезатор звуков «ANS»

«АНС» отличался оригинальностыо конструкций, остроумием технических решений. Его программирующий блок имел в своей основе стеклянную пластинку, покрытую непрозрачной несохнущей краской. Стекло являлось своеобразной партитурой инструмента. Композитор записывал нужные ему звуки на стекле, снимая краску резцом в определенных местах так, чтобы образовалась система щелей определенной конфигурации. Эти щели служили устройством управления яркостью световых лучей, направленных на фотоэлементы через вращающиеся диски — частотные модуляторы. На одном стекле партитуры можно было записывать как отдельные голоса, так и многоголосье и любые шумы.
Работа с такой партитурой таила в себе совершенно новые возможности: композитор мог разрабатывать необычайные по спектрам звуки, записывать музыкальную партию со всеми оттенками живого исполнения, сочинять музыку в любых ладах и звукорядах, использовать искусственные голоса и всевозможные шумы. Композиторы, музыканты, знакомясь с возможностями «АНСа», давали ему высокую оценку. «Фотоэлектронный музыкальный синтезатор «АНС» представляет большой интерес для композитора,— говорил Д. Д.Шостакович.— Он очень расширяет творческую фантазию и дает большой простор для творческой изобретатель-ности».
Следующий синтезатор – Yamaha GX-1. «B3 образца 23 века» – так часто называли эту модель. GX-1 стоил около шестидесяти тысяч долларов и был впервые представлен на выставке NAMM 1973 года. Всего было выпущено семь штук. Знаменитый Стиви Уандер назвал Yamaha GX-1 машиной мечты. Бенни Андерссон из ABBA сказал, что возможности этого синтезатора не имеют пределов.

Yamaha GX-1
Yamaha GX-1

В 1976 году был выпущен коммерческий вариант GX-1 – модель CS-80. Сегодня его компьютерная эмуляция CS80V предлагается многими производителями. Ханц Зиммер, автор сотен саундтреков к фильмам («Человек дождя», «Гладиатор» и другие) отдаёт предпочтение этому компьютерному аналогу. Он даже продал свой GX-1, поработав с программной эмуляцией.

Yamaha CS-80
Yamaha CS-80

В 80-х годах появились так называемые ромплеры – это были синтезаторы без генераторов, воспроизводящие заранее записанные семплы. Добавлялись различные формы волн, многие из них позволили синтезатору копировать звук живых инструментов.

Компактный фразовый сэмплер
Компактный фразовый сэмплер

В 90-х годах появились цифровые синтезаторы. Первым был Nord Lead от компании Clavia. Внешне он был схож с аналоговыми предшественниками, а одним из главных достоинств было наличие процессора и операционной системы, благодаря которым можно было не только записывать, но и хранить банки с пресетами.

Nord Lead от компании Clavia
Nord Lead от компании Clavia

Несмотря на то, что каждый год появляются новые цифровые технологии, аналоговые синтезаторы не теряют своих качеств. Богатство тембра, красота звучания, цельность и актуальность сохранились до сих пор.
Поиск нового звучания заставляет смотреть не только вперёд, но и назад, использовать то, что уже забыто. И старинные аналоговые синтезаторы – огромное поле для деятельности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.