Drum-Machine (Драм-Машина)

 

Секрет создания уникальных треков давно раскрыт, и заключается он в использовании драм-машины. Если раньше биты создавались при помощи семплеров, то в современных электронных направлениях практически нет ничего, что превзошло бы драм-машину. Dj все чаще используют драм-машины, которые в «правильных» руках, помогают создавать восхитительные треки.
Ритмическая составляющая – это основа практически любой композиции, если, конечно, не говорить об эмбиенте, лаунже и подобных «релаксационных» направлениях электронной музыки.
В современной музыке в какой бы то ни было композиции ритмический элемент является основной составляющей, и ее аранжировка сейчас практически немыслима без качественной партии ударных. Но на хорошую запись живых барабанов для одной песни во-первых, потребуется не менее восьми студийных часов работы, так как под каждую композицию инструмент необходимо заново настраивать, что само по себе и кропотливо, и отбирает драгоценное время в студии. И, во-вторых, размер помещения, отведенного на установку, должен быть около 30 — 50 метров. Само собой, полноценная запись ударных в таком случае окажется затратной, поэтому сегодня большинство музыкантов, которые сами работают над аранжировками, используют барабанные семплы, берут готовые лупы, компилируя их в определенной последовательности в зависимости от творческой задачи, либо просто создают ритмические партии с помощью других звуков.
Драм машина (drum machine) — это электронный модуль для имитации ударных и перкуссионных звуков. Он очень отличается по определению от электронных барабанов и для его использования не применяются барабанные палочки — звук извлекается с помощью нажатия пэдов (такие машины ещё называются drum pad machine) — специальных широких кнопок на панели машинки для набивания партии ударных вручную.
Драм-машина — это важный инструмент, который при помощи компьютерной обработки, может воспроизвести любой звук как барабанный, то есть все ритмы, которые создал человек на барабане.
В драм-машину входит не только очень сильная и крутая звуковая карта, но и маленький процессор, имеющий очень мощную, портативную память, как на компьютере, которая позволяет сохранять всю эту музыку на носители.
Главная ее задача не воспроизводить музыку, а заменять барабаны, и чем мощнее они будут, тем лучше.

drum-machine
drum-machine

Когда появились первые драм-машины (они были электрические), то сразу барабанщики стали не популярны, ведь их можно было заменить. И поэтому любого хорошего барабанщика всегда будет раздражать и бесить этот искусственный, ненатуральный звук. Хочешь насолить барабанщику — подари ему драм-машину, но тем не менее  они используют их, например, для настраивания ритма, чтобы дополнить его самостоятельно на ударной установке. Данный прием, делает музыку намного ярче и интересней, применяется как и на выступлениях, так и на репетициях, играя вспомогательную роль.
Драм-машины выдают только тот звук, который был заложен в нее изначально.
Драм-машина не заменит живой звук, но может придать ему больше красок. Прообразом драм-машин стали еще музыкальные шкатулки, которые выпускались в XIX веке. Позже производители электроорганов добавляли к своим инструментам специальный модуль, обеспечивающий ритмическое сопровождение во время исполнения произведений.
Самый первый «официальный» ритм-бокс изобрел в 1930 Лев Термен

Лев Сергеевич Термен
Лев Сергеевич Термен

(отец легендарного терменвоксаТерменвокс (современный вариант)), он назывался Ритмикон. Ритмикон (как очевидно из названия) ритмично воспроизводил звуки определенной частоты, высота которых опиралась на сетку обертонов. Ритмический рисунок создавался нажатием на клавиши, в результате которого возникали пульсации различной высоты в различном темпе. Существовало, правда, всего 3 модели устройства, и, конечно, оно лишь отдаленно напоминало своих современных последователей.

Ритмикон
Ритмикон

В 1916 году американский композитор-авангардист Генри Коуэлл (Henry Cowell)вынашивал идею объединенного контроля над ритмическими и мелодическими секвенциями с помощью клавиатуры. Он даже сочинил несколько пьес, в которых должны были использоваться комбинации ритма и тональностей, однако в те годы не существовало технических средств для исполнения подобных произведений. В 1930 году он поделился идеей с Терменом, который жил тогда в Америке. Термен согласился сконструировать инструмент, способный трансформировать ноты в ритм и наоборот. Надо заметить, что эта идея возродилась лишь сравнительно недавно, с появлением виртуальных инструментов для компьютера. Создано несколько программ, которые делают то же самое — преобразуют ноты в ритмический рисунок.
Генри Коуэлл:»Моя роль в этом изобретении состояла в самой идее о том, что музыкантам в будущем понадобится такой инструмент. Я также подумал о том, что наилучшим способом воплощения этого будет преломленный свет и фотоэлектрический метод синтеза звука. Термен сделал все остальное — изобрел метод перекрывания света, провел все электрические вычисления и построил инструмент».
Метод заключался в использовании источников света и двух вращающихся дисков с отверстиями. Первый диск контролировал высоту звука, второй — создавал ритмические рисунки. Звук, произведенный нажатием одной из 17-ти клавиш, трансформировался в ритм, который звучал до тех пор, пока была нажата клавиша. Темп звука регулировался с помощью специального рычага. Инструмент обладал 16-тью базовыми ритмическими рисунками, а количество их возможных комбинаций было просто неисчеслимым. Инструмент существовал всего в трех экземплярах. Коуэлл сочинил два произведения для Ритмикона — «Rythmicana»»Музыка для скрипки и Ритмикона». В последней работе Ритмикон аккомпанировал скрипичным соло, и, как писал музыкальный критик Homer Henly, делал это «так точно и в то же время необычно, как еще никогда не слышало человеческое ухо». (Это произведение было вновь исполнено только в 1972 году, с помощью компьютерных технологий ). Однако вскоре Коуэлл «переключился» на этническую музыку и потерял интерес к Ритмикону.
Инструмент в дальнейшем использовался только для научных исследований. Однако спустя 25 лет, он был заново открыт независимым музыкальным продюссером Джо Миком (Joe Meek), который наткнулся на работающий экземпляр Ритмикона в нью-йоркской ростовщической лавке. Он перевез его через океан, в свою домашнюю студию в Лондоне, где инструмент использовался для записи нескольких пластинок. Также Ритмикон часто использовался при озвучивании фильмов 50 — 60-х годов ( один из примеров – фильм Стэнли Кубрика «Доктор Стрейнджлав»). Знаменитые музыканты 60-х и 70-х годов тоже не обошли стороной Ритмикон. Он звучит в альбоме Pink Floyd «Atom Heart Mother», у Tangerine Dream в альбоме «Rubicon», а также в музыке Артура Брауна («The Crazy World of Arthur Brown») и группы Tornadoes («Robot»). Первая драм машина была довольно примитивной и в своей конструкции и в функциональности, но на принципе ее работы базировались и усовершенствовались в дальнейшем подобные инструменты. С этого времени ее ритмический аккомпанемент начал применяться в танцах, таких как вальс, танго, позже — свинг.
Свою популярность этот инструмент приобрел в 80-х, когда мировую эстраду заполнили музыканты, играющие в различных танцевальных жанрах — синти-поп, нью вэйв, техно и прочих, связанных с электроникой.
Для современной аранжировки и семплерной имитации ударных, а так же для работы с электронными звуками используются следующие виды аналогичных устройств.
Первый-это компьютерный MIDI-секвенсор драм-машин и грувбоксов. Это устройство, позволяющее манипулировать повторением данного музыкального сегмента, не останавливая воспроизведение и записывая проигрываемое. Разумеется, существует уйма самих программ, а так же загружаемых плагинов, позволяющих расширить, облегчить и максимально улучшить работу этой программы, но у данного способа аранжировки есть и существенные недостатки. Один из них — не всегда корректное и ровное воспроизведение музыкальной партии. Это может быть связано не с самим секвенсором, а, скорее, с тем, что программа эта компьютерная, а компьютер, в свою очередь, выполняет ряд своих действий, расхождение которых с работой данной программы, пусть и в долю секунды, уже произведет сбой в проигрываемой партии.
Вторым видом является как раз таки использование драм машинки как отдельного устройства. Классический его вариант состоит из уже упомянутых пэдов, топ-генератора с установленными различными видами звуков барабанов и перкуссии, внутреннего секвенсора, который позволяет редактировать партии и, конечно же, памяти для запоминания паттернов — ритмических рисунков.

Драм-машина "Volca Beats"
Драм-машина «Volca Beats»

До 80-х годов в основе звучания существующих драм машин лежал аналоговый синтез, то бишь вычитание элементов друг из друга. Определяющим элементом его являются фильтры, которые формируют необходимый тембр путем вырезания части спектра из звука. С 1980 года начали выпускаться инструменты, основанные на воспроизведении цифровых семплов.
Повышенную функциональность инструмент обрел в 90-х, уже вовсю выпускались модели, сочетающие в себе функции непосредственно драм машины, семплера и секвенсора. Это заметно развило и индустрию в целом, и повлекло за собой использование инструмента в электро-рок группах, там где помимо стандартной барабанной установки уже просто необходимо добавление электронного звучания — эмбиент, slow rock, trip-rock, indie.Драм-машина
Выпускаются также драм машины в виде напольных педалей.
Классический вариант драм-машины имеет следующие элементы:

-Тон-генератор со звуками различных барабанов и перкуссии.
-Пэды (специальные широкие кнопки) для набивания вручную партии ударных.
-Внутренний секвенсор, позволяющий редактировать партии.
-Память для запоминания ритмических рисунков (паттернов).

Драм-машины также называют ритм-боксами, грувбоксами (этот термин ввела в обиход компания Roland, в свое время совершившая революцию на рынке электронных устройств) или ритм-машинками. По виду они чаще всего напоминают небольшой чемоданчик. В них есть несколько составляющих: генератор тона (в нем находится «библиотека» барабанных и перкуссионных звуков), встроенный секвенсор, который позволяет изменять различные партии, кнопки-пэды (с помощью них ритмические партии могут создаваться вручную), и память (в ней, соответственно, сохраняются паттерны – этим термином называют ритмические рисунки).
В 1957 году фирма Chamberlin выпустила драм-машину Rhytmate, воспроизводившую ритмические рисунки с помощью отрезков магнитной ленты.

Rhytmate
Rhytmate

Позже эта же компания изобрела знаменитый (и работавший по такому же принципу) меллотрон – электромеханический полифонический клавишный инструмент.
В 1959, благодаря производителю Wurlitzer, появилась первая коммерческая драм-машина, воспроизводящая 10 перкуссионных звуков. Одной из ее функций было создание ритмического аккомпанемента к игре на органах, которые также выпускала эта фирма.

Beat-Box-Wurlitzer
Beat-Box-Wurlitzer
Beat-Box-Wurlitzer
Beat-Box-Wurlitzer

Если основой конструкции Rhytmate были вакуумные лампы, то в 60-х транзисторы заменили их. Знаменательным стал 1967 год, когда бизнесом занялась компания Ace Tone. Потом она переименовалась в Roland и стала одним из главных лидеров по производству синтезаторов. Ее разработка – машинка FR-1 Rhytm Ace, которую потом активно использовала для создания автоматического ритмического сопровождения компания Hammond, выпускающая органы. Машинка воспроизводила 16 ритмических рисунков, которые также можно было компилировать, зажимая сразу 2 кнопки. Своим звучанием это устройство во многом предвосхитило дальнейшую эволюцию электронной музыки.
Компания Roland достаточно быстро смогла занять место под солнцем. В 1978 появился ритм-бокс Roland CR-78 – уже не только для создания ритмов, но и для их записи в специальных ячейках памяти

Roland CR-78
Roland CR-78

, а в 1980 фирма стала законодателем в среде производителей драм-машинок, представив на рынке культовое устройство Roland TR-808. Чуть позже (спустя всего три года) появился и следующий образец – Roland TR 909. Две этих модели и сейчас активно используются электронными музыкантами и продюсерами во всем мире. Тем не менее сначала судьба TR-808 складывалась непросто. На рынке у нее сразу появился конкурент – LM-1 Drum Computer Роджера Линна, устройство, напоминавшее по звуку настоящие барабаны, в то время как ритм-бокс Roland отличался тонким электронным звучанием. Хотя конкурент стоил 4 с половиной тысячи долларов, а TR-808 – чуть больше тысячи, в 1983 году из-за «странного» звучания и низкого уровня продаж Roland сняли с производства. Но, как ни странно, это лишь способствовало росту популярности модели: на развалах ее стали продавать всего за сто долларов, и многие музыканты, которым нужно было именно электронное звучание барабанов, стали активно покупать ритм-машинку. Так, она стала первой общедоступной драм-машиной в истории, ее использование сыграло огромную роль в развитии новой волны электронной музыки, и многие продюсеры доказали, что Roland TR-808 – одно из лучших изобретений на рынке. Его хвалили, например, известные музыканты, играющие и создающие Детройт-техно. Карл Крэйг называл модель «самой вечной драм-машиной, из которой можно выжать гораздо больше, чем из других», Хуан Аткинс активно использовал ее не только для работы на студии, но и для своих Dj-сетов, а знаменитый мастер продакшна Роберт Хенке утверждал, что TR-808 – «настоящее произведение искусства».

TR-808
TR-808
TR-808
TR-808

Roland TR-808 выпускался с 1980-го по 1984-й, для создания звуков в нем использовался аналоговый синтез. Хотя искусственность битов на первых порах и могла считаться недостатком, впоследствии оказалось, что специфический звук TR-808 является его сильной чертой.. Драм-машина впервые была использована Рюичи Сакамото и его группой Yellow Magic Orchestra, а хиты «Planet Rock» Африка Бамбаата и «Sexual Healing» Марвина Гея вынесли новые биты в массы. Ритм едва ли не каждой танцевальной композиции во второй половине 80-х основывался на TR-808, будь это реальный грувбокс, или его сэмплы. Использовали его самые разные артисты — от Kraftwerk и Жана-Мишеля Жарра до индустриальщиков Skinny Puppy и IDM-пионера Aphex Twin.
Драм-машина оказалась чрезвычайно популярной среди музыкантов и продюсеров, стоявшими за развитием новых танцевальных стилей — хауса, электро, техно, драм-н-бейса. Со временем TR-808 стал иконой студий и танцполов, в честь него даже назвалась английская группа 808 State. Эта драм-машина и в наши дни высоко котируется среди музыкантов за собственный звук, причем цены на нее только растут. Тем временем, компания Roland, совсем недавно запустила в производство новый грувбокс,  Aira TR-8, догадаться, какие звуки в него заряжены, совсем нетрудно.

 Aira TR-8
Aira TR-8

Не каждый музыкальный инструмент удостаивается чести стать героем фильма. Драм-машина Roland TR-808, теперь появится и на экране. Документальная лента с лаконичным и понятным для музыкантов названием «808» вышла в начале 2015-го. В фильме принимают участие основатель компании Roland Икутаро Какехаши, Дэймон Албарн, группа New Order, Дэвид Гетта, Фил Коллинз, продюсер Рик Рубин, Fatboy Slim, Голди и множество других артистов, использовавших «808-ю машину» и вдохновлявшихся ее звуком.

Если звучание почти всех драм-машинок, описанных выше, основывалось на аналоговом синтезе, то в какой-то момент стало стремительно развиваться цифровое строение синтезаторов, воспроизводящих семплы. Пионером как раз стал уже упомянутый Linn LM-1, следом за которым модели подобных грувбоксов начали выпускать и другие фирмы. Среди них – Drumtracks, E-mu Drummulator, Sequential Circuits, Oberheim DMX, Tom. Комбинированной моделью (кстати, одной из первых в истории, у которых есть внутренний MIDI-интерфейс) стала именно Roland TR-909, в которой кроме аналоговых звуков барабанов были семплы хай-хета и тарелок.
Эволюция происходило очень быстро, скоро практически все фирмы, выпускающие различные музыкальные инструменты, стали производить и драм-машинки – этот бизнес был плотно поставлен на рельсы. Сегодня в продаже можно найти ритм-боксы Yamaha, Casio, Alesis, Korg, Pearl, Clavia и многих других компаний.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.