Еffects Unit (Эффект-процессор)

Любой музыкант, формируя свое рабочее место, начинает с компьютера и синтезаторов. Некоторые ограничиваются обычным домашним компьютером с мультимедийной звуковой картой и комплектом виртуальных инструментов. Более продвинутые подходят к вопросу взвешенно, выбирают себе набор синтезаторов, приобретают приличную систему записи и хорошие мониторы.
Те, кто работает в ресурсозависимой среде (компьютер с программой Logic или Cubase и куча плагинов), рано или поздно сталкиваются с проблемой отсутствия глубины микса, замыленности звука, сложности формирования баланса между разными инструментами. Добавил гитару – утонул вокал, выдвинул бочку – заглушил бас, убавил секвенцию – она вообще пропала за другими звуками. Но и приверженцы более качественного подхода со временем оказываются перед необходимостью расширения своего инструмента  внешней обработкой.
Поэтому речь пойдет о хороших процессорах эффектов. Конечно, это не панацея, которая спасет виртуальный микс от замыленности и вялости.

процессор эффектов
процессор эффектов

Принято считать, что внешние процессоры эффектов – недешевые приборы, и обычная домашняя студия не может себе их позволить. Это не так. Конечно, есть немало очень дорогих процессоров обработки сигнала, ценность которых не только в их качестве, но и в уникальном звучании, а иногда и в редкости. Кто-то слышал и знает о таких старых и уважаемых брендах как AMS,Quantec,Lexicon,Eventide,TC Electronic и так далее. Топовые модели этих производителей могут стоить несколько тысяч долларов, и за экземплярами в рабочем состоянии идет охота на аукционах.
Но есть также процессоры эффектов за вполне умеренную цену. При этом, они звучат очень убедительно, качественно, и в правильных руках и на хорошем контроле могут дать результат не хуже, чем их дорогие братья. Конечно, нельзя требовать от процессора за 200 долларов отдачи на 3000, но такая обработка позволяет выполнить работу на достойном уровне.
Все приборы обработки звука делятся на динамические процессоры и непосредственно эффект-процессоры. К динамическим относятся компрессоры, гейты, экспандеры, лимитеры, де-эссеры, параметрические и графические эквалайзеры и прочие инструменты, принцип работы которых строится на изменении громкости всего сигнала или какой-то его части.

динамические процессоры
динамические процессоры

Считается что задача эквалайзера – в первую очередь работа со спектром, с частотами. Но любой эквалайзер для корректировки частоты использует повышение или понижение уровня громкости определенной полосы спектра, а именно это и подразумевает понятие «динамического процессора». Компрессоры, между тем, тоже бывают многополосные – с возможностью компрессировать звук только в определенном частотном диапазоне.  Поэтому логично включение эквалайзеров в эту группу.

эквалайзер
эквалайзер

Вторая группа – эффект-процессоры, или процессоры эффектов – это любая обработка, которая позволяет сделать микс шире, объемнее, интереснее, внести в звучание новые интересные элементы. Это ревербераторы, дилеи, хорусы, флэнжеры, фэйзеры, дабллеры, питч-шифтеры, гармонайзеры и так далее.
Именно о таких приборах и пойдет речь. Причины, по которым упускается  динамическая обработка – проста. Во-первых, если динамическая обработка используется при записи – то это уже тема довольно серьезной студии, которая может себе позволить тон-камеру с нейтральным звуком, дорогие микрофоны, предусилители и прочее звукозаписывающее оборудование. Во-вторых, если необходима динамическая коррекция в процессе трекинга/сведения – то для этих целей можно использовать плагины  DSP-системы (например, TDM-плагины ProTools). Обычно такие плагины «съедают» не так много ресурсов, как модуляционная обработка или ревербераторы, поэтому их использование внутри системы вполне оправдано.
Динамическая обработка обычно используется посредством включения ее в INSERT пульта (или соответствующие ячейки программного микшера). А хорусы, ревербераторы, дилеи и прочие эффекты – в стандартных случаях подключаются к каналам AUX железного или программного пульта, основной сигнал посылается на обработку ручкой SEND на каждом канале, и, уже обработанный, возвращается в микс через RETURN. В общем интересно  все, что можно подмешать к основному сигналу через AUX-ы.

хорус
хорус
дилей
дилей

А теперь делим процессоры эффектов на еще более мелкие группы:

Первая группа – пространственная обработка. Сюда относятся ревербераторы, симуляторы пространства, дилей-машины. То есть все, что позволяет нам сформировать трехмерную картину нашего микса, расширить его не только по панораме, но и вглубь, дать возможность услышать определенный инструмент в определенной точке относительно слушателя (пространственная локализация). Нужно обратить внимание, что такой алгоритм как дилей может использоваться и как элемент формирования пространства, и просто как эффект повтора.

Вторая группа — модуляционные процессоры. Их работа, в основном, построена на изменении основных характеристик звука – частоты (высоты звучания), фазы сигнала и так далее. Самые распространенные модуляционные эффекты работают по принципу задержки сигнала относительно основного. Несколько слов о каждом из модуляционных эффектов.

модуляционный процессор
модуляционный процессор

-Хорус (chorus) – наиболее востребованный и любимый многими эффект, применяется для придания звуку объема, расширения стереобазы. В основе его лежит задержка, правда в отличие от дилея – очень короткая (5-50 миллисекунд). Обычно сигнал задерживается не в одну линию, а в 2-3, иногда в 4. Нужно быть осторожным с эффектом хоруса – порой кажется, что его хочется добавить все больше и больше, но результат может оказаться плачевным. Поскольку хорус, по сути, дублирует сигнал, это может привести к проблемам с фазой, и звук потеряет читаемость.

-Флэнджер (flanger) – также построен на принципе задержки сигнала (5-15 миллисекунд), но, в отличие от хоруса, эта задержка не постоянная. Из-за «плавающего» времени задержки возвращающийся сигнал вступает в своеобразное взаимодействие с основным. Этот эффект используется гораздо реже, чем хорус, ввиду его специфичности. А также, наверное, из-за слишком частого его использования в 70-80-е годы прошлого столетия, в результате чего звучание флэнджера перестало быть чем-то уникальным и удивительным.

фленджер
фленджер

-Фэйзер (phaser) – схож с флэнжером и хорусом, но задержанный сигнал в нем дополнительно проходит через фазовый фильтр, в результате чего сдвигается его фаза (отсюда и название). Кроме того, фэйзер имеет меньшее время задержки (1-5 миллисекунд).

фейзер
фейзер

-Питч-шифтер (pitch shifter) – изменяет частоту (высоту звучания) сигнала. При незначительном изменении частоты, после возвращения обработанного сигнала в микс, можно существенно обогатить звучание источника. Особенно это бывает актуально для обработки бэк-вокальных партий. Также с помощью питч-шифтера можно корректировать интонационные ошибки исполнителя, изменять высоту звучания какого-либо инструмента и так далее.

питч-шифтер
питч-шифтер

-Ансамбль (ensemble) – разновидность хоруса, с применением питч-шифтера в линиях задержки для небольшого изменения их высоты. Результат – более насыщенное, богатое звучание. Эффект довольно характерный, с явным винтажным оттенком, так что сегодня, когда в цене минимализм, его также применяют нечасто.

-Гармонайзер (harmonizer) – эффект, получаемый посредством применения нескольких линий питч-шифтера, каждая из которых сильно изменяет высоту звучания сигнала. Его также называют «интеллектуальным питч-шифтером», так как он используется для автоматической гармонизации вокальной линии или инструментальной партии. Применение гармонайзера дает возможность превратить сольного исполнителя в хор. Иногда этот эффект используется на концертах, для имитации бэк-вокала, иногда в студии для схожих целей. Если такой эффект как ансамбль позволяет получить, образно говоря, из одной скрипки – квартет скрипачей, играющих в унисон (с помощью микрорасстройки), то гармонайзер дает возможность полноценного гармонического (аккордового) заполнения, смещая частоту основного сигнала на интервалы. Обычно гармонайзер позволяет задать лад (диатонику), внутри которого происходят сдвиги, чтобы избежать неприемлемого движения голосов хроматическими интервалами.

гармонайзер
гармонайзер

Для формирования пространства микса обязательно будет нужен хотя бы один ревербератор (reverb) и хотя бы один дилей (delay). Так как в большинстве своем студийные приборы рассчитаны на использование только одного эффекта единовременно, за каждый из этих пунктов должен отвечать отдельный прибор.
Кроме того, в необходимый набор эффектов  включаем хорус, потому что он, помимо простого уплотнения и раскрашивания звука, позволяет также сделать запись более объемной, широкой, то есть – воздействовать на воспринимаемое пространство микса.
Соответственно, может захотеться добавить какой-то изюминки в запись – для этого нужно иметь дополнительно хотя бы один прибор, из которого можно брать различные модуляционные эффекты.
Таким образом, для полноценной работы требуется как минимум четыре процессора эффектов. Если идет работа в аналоге (выводится звук на аналоговый пульт), то музыкальные возможности в какой-то мере ограничены ресурсами пульта, а именно – количеством ячеек ауксов. На больших пультах обычно не менее 6-8 ауксов, а на менее дорогих микшерах с меньшим количеством каналов – иногда их бывает 4, а иногда и вообще 2.
На самом деле, даже двумя ауксами вполне можно обойтись, если  нужен просто качественно звучащий микс. Ведь модуляция – это украшение, и оно, скажем так, опционально, тогда как формирование пространства микса – задача первоочередная. Если есть ограничения в количестве ауксов – значит, можно обойтись только одним ревербератором плюс одним дилеем.
Нужно также учитывать, что процессоры бывают узконаправленные и мультирежимные. К примеру, часто встречаются приборы, заточенные только под реверберацию или только под линии задержки (дилеи). А бывает – наоборот, внутри одного девайса собрано много разных алгоритмов. Естественно, реверберация будет более высокого качества, если ее получать из прибора, специально разработанного именно для этого алгоритма. Но это не значит, что при необходимости нельзя воспользоваться мультипроцессором для формирования пространства.

                                                                      Подключение эффект-процессоров к микшерному пульту:
Нужно знать, каким образом происходит направление записанных звуков на обработку при сведении. Для этого несколько слов об архитектуре обычного микшерного пульта.
Практически любой пульт имеет, помимо основных каналов, каналы AUX. Как раз они и предназначены для подключения обработки. Пульт системы записи внутри компьютера имеет такую же архитектуру, просто вся маршрутизация проработана на программном уровне.

микшерный пульт
микшерный пульт

Пульт имеет набор выходов на обработку – например, четыре штуки. Эти выходы называются SEND (посыл). Они соединяются с входами процессоров эффектов. В стандартной ситуации любой процессор используется на вход как «моно». Реально стереофонические по входу процессоры эффектов стоят очень дорого.
В некоторых случаях дилеи коммутируются по двум каналам, но тогда они используются как «два моно», соответственно – как два отдельных прибора. Все вышеперечисленные приборы, хотя и имеют по два входа (L и R, A и B, 1 и 2 – названия могут быть различными) – на деле должны использоваться в режиме моно на входе ( Моно или Стерео ). Обычно один из входов специально помечен – например, надпись может быть вида «L(mono)» – именно сюда подключается соответствующий выход пульта.

микшерный пульт
микшерный пульт

А вот в обратную сторону поток идет уже как стерео. Два выхода процессора эффектов соединяются с входами на пульте, которые называются RETURN. Нужно следить, чтобы разъемы на выходах и входах соответствовали характеристикам приборов – баланс/небаланс, джек/XLR (информацию о типе входов и выходов  прибора можно найти в мануале, либо в поисковиках).

схема подключения
схема подключения

Подключать инструмент нужно (синтезатор, гитару, микрофон) в нужный канал пульта. Например, первый канал. На этом канале есть специальные ручки, обычно помеченные красным (но не всегда) – это посылы (они могут быть подписаны SEND или AUX). Если ауксов на  пульте четыре, и к каждому из них по вышеописанной технологии подключены процессоры, то поворот каждой из четырех ручек ауксов на линейке пульта отправит чистый сигнал инструмента на этой линейке на соответствующую обработку. В нужной пропорции можно использовать на этом инструменте все четыре эффекта.

схема подключения
схема подключения

Соответственно, если на пульте 20 каналов – то каждый из этих каналов может задействовать каждый из четырех эффектов в нужном количестве. Главное – на пульте есть регулировки общего уровня SEND и RETURN (обычно в мастер-секции) – установить их нужно в нужное положение, отличное от нуля, чтобы сигнал с линеек попадал в нужном количестве в каждый из процессоров, и затем возвращался на нужном уровне обратно в пульт.

микшерный пульт
микшерный пульт

Такова технология работы с аналоговым пультом ,в цифровой среде это реализовано несколько иначе, но суть неизменна.
динамическая обработка — предусилитель, компрессор и\или лимитер (выравнивает\ограничивает динамический диапазон сигнала, например, «вытягивает» хвост ноты, увеличивая тем самым сустейн, сглаживает «щелчок» атаки медиатора), овердрайв (не что иное, как перегрузка предусилителя по входу), дисторшн (ещё более жестокое искажение сигнала). Не забудьте, что перегруженный преамп уже сам по себе ограничивает динамический диапазон, то есть работает как компрессор. Ещё бывает прибор гейт («ворота»), как бы компрессор наоборот: компрессор начинает подавлять сигнал при превышении сигналом заданного уровня (порог срабатывания), а гейт глушит всё, что ниже порога. С помощью гейта можно эффективно избавиться, например, от шумов в паузах между нотами.
частотная обработка — эквалайзер, квакушка, автовау (глубина модуляции зависит от силы атаки)
временная обработка — хорус (добавляет к сигналу несколько его копий, задержанных на ~10-20 миллисекунд), флэнджер и\или вибрато (принцип тот же, что у хоруса, только время задержки модулируется), фэйзер (то же, что и фленджер, только с очень маленьким временем задержки); дилэй (просто повтор сигнала, задержка от десятков мсек до нескольких секунд); ревербератор (имитация естественной акустики — грубо говоря, несколько дилэев с разными уровнями и временем задержки).
другие — педаль громкости, её автоматическая сестра — тремоло (амплитудная модуляция), питч-шифтер (смена строя, частный случай — октавер), кольцевой модулятор (или ринг-модулятор — проще говоря, причудливая комбинация из нескольких фленджеров — даёт тот самый «не похожий на гитару звук»).
Предположим есть возможность использовать перечисленные приборы. Воткнуть их все сразу будет, конечно, неразумно. Гораздо лучше использовать один-два хорошо настроенных эффекта, делающих звук ярким и запоминаемым.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.