Ikutaro Kakehashi (Икутаро Какехаши)

Основателю Roland Икутаро Какехаши (梯 郁太郎 Kakehashi Ikutarō, родился в г. Осака, 07.02. 1930г.) было всего два года в 1932 году, когда его родители умерли от туберкулеза. Большую часть своей юности он прожил в Осаке, изучая инженерное дело и работая в доках Хитачи, где собирались торпеды для самоубийц-камикадзе. После окончания Второй Мировой войны Икутаро Какехаши попытался поступить в университет, но не был принят из-за слабого здоровья. Переехав в небольшой городок на юге Японии, он устроился ассистентом в географическое агентство. 16-летним подростком он заметил огромный спрос на услуги по ремонту часов. Тогда еще он не знал, что его будующие партнеры по бизнесу:  Торакусу Ямаха, Маттиас Хонер и Лоуренс Хаммонд также пришли в музыку из часовых мастерских. В 50-году  Икутаро предпринял попытку поступить в университет, продав свой бизнес. Этому помешал развившийся у него туберкулез. Так как лечение было платным, то все деньги от проданного бизнеса быстро ушли.

Торакусу Ямаха
Торакусу Ямаха
Маттиас Хонер
Маттиас Хонер
Лоуренс Хаммонд
Лоуренс Хаммонд

Какехаши стал подрабатывать, чиня радиоприемники и часы других пациентов и медперсонала. Однако его состояние ухудшалось месяц за месяцем, пока его в числе других «безнадежных» пациентов не выбрали в качестве подопытных при испытании нового антибиотика стрептомицина. Стоимость его на тот момент была такова, что если бы не этот счастливый случай, то Икутаро не было бы никаких шансов его купить.
Опыт оказался удачным. Улучшение состояния наступило немедленно. Вскоре Икутаро выписался из больницы, проведя там в общей сложности 4 года.
В должности ученика на неполный рабочий день, Икутаро пытался за несколько месяцев пройти стандартный для Японии семилетний срок обучения. Разумеется,  такое рьяное желание учиться и работать рассердило работодателя, и Икутаро оказался на улице.
В 1954 году, не имея возможности найти работу, он купил книгу по устройству часов и открыл собственный магазин-мастерскую по ремонту электроники и часов Kakehashi Musen (Какехаши радио), напрямую конкурируя с бывшим боссом. Параллельно он занимался и починкой радиоприемников.
За последующие 6 лет мастерская быстро разрослась, на него работало около 20 сотрудников. Какехаши изменил название на Ace Electrical Company. Еще в самом начале пути, в 1955 году, он решил постепенно фокусироваться на музыкальном направлении, сочетая свой опыт в электронике и интерес к музыке. Как и Роберт Муг в США, начал он с производства терменвоксов — простого электронного устройства, воспроизводившего монофонические мелодии. Однако на этом инструменте было очень сложно играть, и поэтому это был исключительно узкий рынок.

Роберт Муг
Роберт Муг

Гораздо более широкий потенциал имел рынок клавишных инструментов, поэтому Какехаши экспериментировал с простейшим клавишным инструментом, собранным из старой фисгармони, деталей из разбитых телефонов и транзисторных осцилляторов. Как вспоминал Какехаши, этот прототип звучал много хуже его ожиданий.

физгармонь
фисгармонь

В то время в Японии действовало странное законодательство: если какое-то технологическое решение не было описано в японской публикации, его можно было запатентовать. Даже решения, которые были общественным достоянием во всех других странах, можно было запатентовать в Японии и брать с этого деньги, что иностранные компании активно и делали. Поэтому, объединив усилия с 16 коллегами (в том числе с Tsutomu Katoh, президентом Keio Organ Company, позднее переименованной в Korg), Икутаро Какехаши опубликовал 2 книги-справочника: Everything About Electric Instruments и Everything About Electronic Instruments, тем самым освободив себя от  выплат за общеизвестные решения
В 1959 году Какехаши разработал комбо-усилитель для гавайской гитары, но не оставил свои мысли о клавишном инструменте. Наконец, в 1960 году, основав Ace Electronic Industries, он разработал орган, который получил название Technics SX601. Его контакт с Matsushita (обладателем бренда Technics) был вынужденным шагом, так как собственного капитала для полноценного производства и дистрибуции такого инструмента не хватало.

Коносукэ Мацусита
Коносукэ Мацусита

В 1964 году Ace Electronics с гордостью представила первую в мире транзисторную ритм-машину R1 Rhythm Ace. С ней и с несложным монофоническим инструментом Canary Какехаши поехал в Чикаго, где в те годы проводилась крупнейшая в мире выставка музыкальных инструментов NAMM Show. Одноголосый Ace Tone Canary был очевидно создан под влиянием популярной в то время модели Clavioline. А вот ритм-машина R-1 использовала оригинальные решения. Клавишный инструмент большого внимания не привлек, в отличие от R-1. Однако, несмотря на интерес и заказы образцов ритм-машины со стороны американских производителей, заказов на промышленные партии не последовало. И причина этого лежит на поверхности. Звук генерировался при нажатии кнопок, как сегодня в электронных барабанах звук следует за ударом по пэду. Ритм-машинка была, по существу, приставкой-дополнением к клавишному инструменту. Но ведь руки клавишника заняты, а никаких запрограммированных ритмических рисунков в R-1 не было.

R1 Rhythm Ace
R1 Rhythm Ace

Сделав выводы из этой неудачи, в 1967 году компания Ace Tone представила следующий коммерческий продукт — FR-1 Rhythm Ace. И немедленно FR-1 стала закупать компания Hammond Organ Company — для встраивания в новую серию домашних органов. Дела компании Ace Tone пошли в гору. Между компанией Ace Tone и Hammond International (дистрибьютор органов, произведенных Hammond Organ Company) была достигнута договоренность и о торговом сотрудничестве: Ace стал импортером и дистрибьютором органов Hammond в Японии. В следующем году компании основали совместное предприятие Hammond International Japan, и в 1969 году Какехаши привлек средства для покупки и приведения в рабочее состояние пришедшей в упадок фабрики фортепиано и органов Zenon Gakki Seizou, находящейся в Хамаматсу. Она стала одним из основных производителей органов Хаммонд и, естественно, единственным местом производства органов Ace Tone.

R1 Rhythm Ace
R1 Rhythm Ace

К сожалению, продолжающиеся инвестиции привели к тому, что сам Икутаро Какехаши стал миноритарным акционером в компании, которую сам же и создал. Пока основным инвестором была компания Sakata Shokaim, это не вызывало проблем: Кацуо Саката также как и Какехаши, был искренне увлечен органами. Когда же Sakata Shokai была поглощена индустриальным гигантом Sumitomo Chemical, новый менеджмент не проявил никакого интереса к музыкальным инструментам. Какехаши счел такую ситуацию невыносимой. В результате после 18 лет работы в своей компании, в марте 1972 года он решил уйти в отставку. Пришло время чего-то нового — время  Roland.
Месяц спустя, 18 апреля 1972, Какехаши зарегистрировал Roland Corporation. Практически сразу же после основания компании Roland Какехаши получил предложение от Hammond Organ Company; они хотели купить 60% бизнеса. Однако, у него не было ни малейшего желания вновь перейти в миноритарии. Предложение было с благодарностью отклонено.

логотип компании "Roland"
логотип компании «Roland»

Жизнь новообразованной компании началась в арендованном сарае с семью инженерами, ушедшими из Ace Electronics. У компании было 100 000 долларов, но не было ни продукции, ни клиентов, ни поручителей, была лишь незапятнанная репутация ее основателя. Какехаши сумел убедить поставщиков отложить оплату за комплектующие на 90 дней и поставил невероятную задачу: за эти три месяца следовало начать и закончить проектирование, создание, производство и экспорт новых инструментов. Кроме этого, нужно было отыскать покупателей и заставить их заплатить вперед.
Решение ориентироваться на экспорт было естественным: на местном рынке доминирование Yamaha и Kawai делало конкуренцию почти невозможной даже при существующем продукте. А первый инструмент компании Roland только еще предстояло создать. Зарубежные рынки давали больше шансов при условии, что Какехаши найдет дистрибьюторов, способных достойно представить Roland в Европе и США.
Сначала Какехаши предпринял поездку в Канаду, намереваясь получить заказы на несуществующую ритм-машину. Затем он посетил компанию Multivox Corporation в Нью-Йорке, которая была импортером продукции Ace Tone в США (через некоторое время она стала под своим брендом контрафактно копировать инструменты Roland). В Европе он связался с Бродром Йоргенсеном, владельцем датской компании, которая с помощью своих подразделений в Великобритании, Швейцарии и Германии занималась дистрибьюцией продукции Ace Tone в Европе. Каждый из партнеров получил от нового менеджмента Ace Tone письмо с угрозами, предупреждавших об окончании партнерства в случае, если будут достигнуты договоренности с Roland. Однако никто не пошел на поводу такого шантажа. В каждом случае Какехаши получил заказы на сумму, достаточную для оплаты комплектующих, и начала сборки.
Икутаро прошел непростой путь от обычного часовых дел мастера до главы крупной корпорации. Не имея за плечами образования (Икутару в силу обстоятельств так и не удалось поступить в университет).
Итогом многолетних трудов и упорства Икутаро стала ритм-машина TR-77, которую в последствии и заказал Хаммонд для своих органов. Это послужило началом производства множества замечательных инструментов компании Roland.

 TR-77
TR-77

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.