MIDI-keyboard (MIDI-клавиатура)

Влюбленный в свое дело современный Dj, если он неутомимый творец, находится в состоянии постоянного творческого поиска. Он не готов размениваться на мелочи и не хочет штамповать посредственную музыку – ему нужны только шедевры. А настоящие хиты создаются только тогда, когда мастер имеет полную свободу творчества: он не ограничен ни во времени, ни в пространстве, ни в выборе средств. Именно поэтому одни Dj учатся владению привычными музыкальными инструментами, постигают нотную грамоту и осваивают приемы профессиональной аранжировки, а другие черпают вдохновение из мира окружающих звуков.

Аналоговые синтезаторы – древнейшие представители электронных клавишных инструментов – изначально были устройствами автономными и, как следствие, замкнутыми в себе. Клавиатура их была неразрывно связана со звукогенерирующей частью: нажатие на клавишу вело к замыканию определенного контакта, в результате чего изменялось сопротивление переменного резистора и вместе с тем – управляющее напряжение (CV – Control Voltage). Уровень звука зависел именно от данного напряжения, то есть за высоту звука отвечали резисторы, настроенные каждый на соответствующий звук.

Аналоговые синтезаторы
Аналоговые синтезаторы

По мере увеличения количества моделей такая самодостаточность стала проблемой: разные синтезаторы имели разные возможности, а совместить эти возможности и обеспечить взаимодействие инструментов было крайне сложно. Но эти сложности мотивировали на поиск решений. Начались попытки соединять между собой разные инструменты посредством внешних разъемов, что позволяло пользоваться, скажем, клавиатурой одного, а тембрами – другого. Такие попытки приобретали все большую актуальность и в связи с тем, что аналоговые синтезаторы получили себе «память» – аналоговые же секвенсоры, предоставляющие возможность записи играемого материала и его последующего воспроизведения. Вот только производители синтезаторов разрабатывали такие системы хранения данных (секвенсоры то есть) индивидуально для каждой модели. Иначе говоря, записанная (тогда еще на дискетах) информация читалась только на том синтезаторе, на котором записывалась.
Подобные попытки соединения разных инструментов в одну систему, правда, не особо расширяли наличные возможности. Кроме того, в силу разности в значениях и полярности управляющего напряжения (а у большинства устройств они не совпадали) инструменты зачастую приходили в негодность при подаче извне неправильного CV. Именно по этой причине аналоговые секвенсоры соответствовали строго определенной модели инструмента. Отсутствие стандарта – объединяющего начала для систем хранения данных – вело к прогрессирующей индивидуализации: каждая модель обладала своими особыми «фишками», и для накопления арсенала всевозможных «фишек» требовалось накопление инструментов как таковых (напомню – аналоговых, то есть крайне громоздких и неудобных в перемещении). Если же такой инструмент выходил из строя в самый неподходящий момент (на концерте, например), заменить его не представлялось возможным.
На смену аналоговым синтезаторам пришли «гибриды» – аналоговые в отношении образования звука, но уже с цифровым управлением. Управляющее напряжение уступило место цифровому управляющему сигналу, что дало возможность отделить генерирующую часть звука от средств управления – в частности, от клавиатуры. Однако и цифровые управляющие сигналы не имели единого стандарта. Поиск последнего начался в 1980-х годах: ведущие производители музыкального оборудования, а именно Roland, Yamaha и Oberheim (каждый из которых к тому времени успел разработать свой собственный протокол для связи инструментов), путем совместных переговоров пришли к утверждению единого стандарта для формата сохранения данных.
Стандарт, рожденный в августе 1983 года, получил наименование Musical Instruments Digital Interface (цифровой интерфейс музыкальных инструментов), или, чаще в виде акронима, MIDI. Точнее, поначалу это был еще не стандарт, а просто протокол передачи данных (управление инструментами путем информационных сообщений, а не аналоговых сигналов). А вот уже на его основе был создан и стандарт – General MIDI первого поколения, так называемый GM1. Благодаря закрепленным с его помощью условиям совместимости инструментов и обязательной одинаковой интерпретации номеров программ и контроллеров GM-совместимые синтезаторы теперь имели возможность обмениваться данными. То есть музыка, записанная на одном таком инструменте, могла воспроизводиться на другом. И синтезаторы, и секвенсоры подключались отныне к любой модели GM без ограничений.

рэковый без клавишный синтезатор
рэковый без клавишный синтезатор

Введение единого стандарта имело и еще одно важное последствие: оно стало причиной окончательной автономизации клавиатуры и звукогенератора. По сути, теперь это были два самостоятельных устройства, объединяемых только корпусом. При упразднении этого объединяющего элемента образовывались два типа новых устройств: с одной стороны, рековый (без клавишный) синтезатор, или звуковой модуль, количество которых в студии может быть не ограничено, и, с другой стороны, MIDI-клавиатура, способная управлять, в частности, этим неограниченным количеством звуковых модулей («мозгов»).
Что же представляет собой стандарт GM1? Прежде всего он включает в себя описание 128 стандартных тембров (два банка звуков, дифференцированных на восемь категорий, каждая из которых включает в себя восемь тембров (инструментов)), а также 127 контроллеров, регулирующих звучание каждого инструмента, со шкалой от 0 до 127 (реально при этом используется не более 20 контроллеров: прочие позиции остаются незанятыми).

MPU-401 (Music Processing Unit)
MPU-401 (Music Processing Unit)

MIDI сделал возможным не только взаимодействие между собой различных синтезаторов и секвенсоров – он обеспечил сообщение синтезатора с компьютером. Так в устройстве компьютера появилась первая саунд-карта (звуковая карта) MPU-401 (Music Processing Unit), также ставшая стандартом и существующая поныне в режиме эмуляции в любой современной звуковой карте.
Затем, в целях обеспечения полной совместимости синтезаторов и компьютеров, был принят так называемый Standard MIDI File (SMF), имеющий расширения .mid, .smf или же .kar (модифицированная версия, позволяющая передачу не только музыкального, но и текстового материала и, соответственно, широко использующаяся в караоке). Чтобы поддерживать и совершенствовать SMF, была даже создана специальная организация – MIDI Manufacturers Association (MMA). К 1998 году стандарт GM развился и приобрел новую модификацию – GM2, обогащенную новыми тембрами (256) и новыми контроллерами. Банки звуков обоих поколений стандарта устанавливались теперь на звуковых картах компьютера.
При этом, несмотря на наличие стандарта, отдельные производители вводили свои форматы (eXtended General (XG) у Yamaha, General Synth (GS) у Roland) в качестве «расширения» GM. Это позволяло фирмам индивидуализировать стандарт сообразно собственным характерным признакам («фирменные» тембры, особенности в обработке звука) и одновременно служило успешным маркетинговым ходом, помогающим «привязать» покупателя к продукции конкретного производителя. Ведь хотя информация, записанная на инструменте одной фирмы, читалась на инструменте другой (то есть GM соблюдался), но звучание записи при воспроизведении на чужом устройстве существенно теряло в качестве, а то и вовсе некорректно воспроизводилось.
Дальнейшее развитие MIDI было связано уже с выхождением данной технологии за пределы области электронных музыкальных инструментов. Возможности MIDI позволяли синхронизированно управлять самыми разными устройствами (светом, спецэффектами и т. д.), соединять между собой несколько инструментов, где каждый выполнял предназначенные только ему команды и пропускал далее информацию, его не касающуюся (разъем THRU).
Метаморфозам стало подвергаться и основное орудие управления MIDI – клавиатура, не только принимающая виды самые разнообразные в уподоблении различным музыкальным инструментам (помимо классической фортепианной модификации) – например, гитаре или баяну,но и выходящая далеко за пределы подобных форм в вариантах всевозможных контроллеров (уже совершенно не фортепианного типа) – падов, электронных ударных установок, струнных или духовых инструментов, снабженных датчиками и анализаторами, которые фиксируют способы воздействия на инструмент.
Таким путем развитие MIDI привело к появлению следующих устройств:

— MIDI-клавиатуры, то есть клавиатуры без звукогенератора (как фортепианного, так и не фортепианного типа);
— звуковые модули, то есть тон-генераторы без клавиатуры (реки);

— MIDI-интерфейсы, призванные совмещать форматы USB-to-MIDI;

— разнообразные MIDI-контроллеры, регулирующие всевозможные параметры звучания;

— драм-машины, представляющие собой набор семплов плюс клавиатура в виде падов;

— семплеры (хранилища реальных акустических звуков, которые при соответствующей обработке могут быть транспонированы на любую высоту и закреплены за любой звуковысотной позицией);

— электронные барабанные установки, представляющие собой набор падов плюс MIDI-контроллер плюс генератор;

— мобильные MIDI-рекодеры, сохраняющие в памяти в реальном времени историю всех действий, произведенных с помощью клавиатуры, контроллеров и модулей, что обеспечивает воспроизведение этой информации без использования компьютера и без участия исполнителя.

MIDI-клавиатуры внешне очень похожи на синтезаторы, а иногда – и на цифровые пианино. Однако не стоит путать эти типы устройств. Отличие довольно-таки существенное: синтезаторы и цифровые пианино умеют «звучать», тогда как MIDI-клавиатуры сами звучать не умеют. Этим нюансом и обусловлена разница между ними.MIDI-клавиатура без дополнительного midi-модуля или компьютера с прикладным ПО – это красивая, но безголосая штука с клавишами. В отличие от синтезатора, она не содержит в себе мощных процессоров и «зашитых» в микрочипы наборов звуков, и по сути своей самостоятельным музыкальным инструментом она не является. Этот момент нельзя расценивать как недостаток, ибо на самом деле он и есть — ДОСТОИНСТВО!!!

Сравним для примера полноценный синтезатор с ноутбуком – ноутбук одновременно обладает и клавиатурой и компьютерным «мозгом». При таком сравнении MIDI-клавиатура окажется обычной клавиатурой, которая будет бесполезна до тех пор, пока мы не подключим ее к компьютеру.
Используя MIDI-клавиатуру вместе с компьютером, вы получите возможности полноценного синтезатора или цифрового фортепиано! Ну а с учетом того, что мощный компьютер сегодня есть практически в каждом доме, то покупка MIDI-клавиатуры обойдется вам значительно дешевле покупки цифрового пианино или синтезатора.
Кстати, MIDI-клавиатура — это не только отличная замена полноценному инструменту. Так как компьютер располагает гораздо большими возможностями чем любой hardware-инструмент, то и использование сочетания MIDI-клавиатуры и компьютера может быть гораздо более разнообразным.
Например, MIDI-клавиатура позволяет очень удобно обучиться музыкальной грамоте – для этого имеется целый ряд специальных программ. Композиторы могут записать ноты, наиграв их на MIDI-клавиатуре, и затем – распечатать готовый файл в виде обычного нотного листа. Причем записанные ноты перед этим можно транспонировать, исправить ритмически и так далее.
MIDI-клавиатуры используются музыкальными продюсерами и электронными музыкантами, с помощью этих устройств можно не только записывать звуки в программу-секвенсор, но и управлять различными параметрами программы. Для такого использования удобны мощные функциональные MIDI-клавиатуры, оснащенные большим количеством контроллеров.
MIDI-клавиатуры можно использовать и с «железными» синтезаторами, например, такими, у которых нет клавиатуры изначально.
MIDI-клавиатуры обладают и другими достоинствами – эти устройства удобны, многофункциональны и недороги. Использовать их можно как с синтезаторами-модулями, так и с компьютерами, а с недавнего времени – и с планшетами.
Итак, MIDI-клавиатура:
• в сочетании с ПК может заменить синтезатор или цифровое пианино
• удобна для обучения музыке
• может пригодится при работе с нотным текстом на компьютере
• идеальный инструмент для продюсеров и композиторов, использующих программы-секвенсоры (DAW)
• умеет работать с компьютерами, планшетами или любыми «железными» устройствами, воспроизводящими музыкальный звук – синтезаторами, сэмплерами, грувбоксами и т.д.
Чтобы правильно выбрать MIDI-клавиатуру под конкретную задачу, следует систематизировать все особенности этих устройств и разобраться, какие из этих особенностей являются необходимыми, а какие – необязательны.
Собственно сама клавиатура устройства может выглядеть очень по-разному и иметь различные возможности.

Вот некоторые из них:
— обычная полноразмерная клавиатура в духе классического фортепиано

— мини-клавиатура

-«кнопочная» клавиатура129

— пэд-клавиатура с силиконовыми клавишами

— клавиатура аккордеонного типа

— ножная MIDI-клавиатура органного типа

Чувствительность клавиатуры и тип клавиатурного механизма.
Этот раздел в первую очередь касается клавиатур с обычными фортепианными клавишами, но некоторые из указанных здесь нюансов могут быть обнаружены и на других типах клавиатуры. Существует 3 основных типа клавиатурной механики:

-Невзвешенная клавиатура (synth-action).Другие названия этого типа механики – облегченная клавиатура, динамическая клавиатура, клавиатура синтезаторного типа. Этот тип механики самый простой – клавиши такой клавиатуры будут легкими, чаще всего нижняя часть клавиатуры при этом открыта. Такой тип механики точно не подойдет для обучения игре на фортепиано – так как правильно «поставить» руку на невзвешенной механике невозможно. Однако, клавиатуры с такой механикой как правило дешевы, и вполне сгодятся для обучения музыкальной грамоте и ввода простых мелодий в нотный редактор или секвенсор. Кроме того, качественная невзвешенная механика – это вполне достойный выбор для тех, кто планирует играть только на синтезаторах – ведь электронный звук не слишком требователен к динамике клавиатуры.

-Полувзвешенная механика (semi-weighted).Этот механизм представляет собой облегченный вариант молоточковой механики. Клавиши здесь уже имеют противовес и определенную инерцию, однако молоточков как таковых внутри нет. Играть на такой клавиатуре чуть тяжелее чем на невзвешенной, но с помощью инерции клавиш можно добиться гораздо более широкого динамического диапазона при игре. Грубо говоря – с этим механизмом проще играть пианиссимо (очень тихо), а также проще переходить от одной динамики к другой. Такой тип механики может пригодиться как начинающим музыкантам (хотя для них рекомендуется использовать взвешенную, молоточковую механику), так и опытным музыкантам, нуждающимся в универсальном отзывчивом инструменте. MIDI-клавиатуры с полувзвешенным механизмом значительно легче по весу, чем их собратья с молоточковой механикой, поэтому многие сценические фортепиано (stagepiano) оснащены именно полувзвешенной механикой. Кроме того, этот тип механики наиболее универсален в использовании – полувзвешенные клавиатуры одинаково удобно использовать и с виртуальными синтезаторами, и с виртуальным фортепиано.

-Взвешенная механика (full weighted action, hammer action). Другое название этого типа механики – молоточковая. Такой тип клавиатуры имитирует клавиатуру акустических роялей. Внутри MIDI-клавиатуры с молоточковым механизмом, также как и внутри рояля, находятся шпилеры, противовесы, молоточки и демпферы – однако удар здесь производится не по струне, а по специальным сенсорам, которые, считывая информацию о силе удара и нажатой клавише, превращают ее в MIDI-данные. Этот тип механики идеален для начинающих и профессиональных пианистов, так как сочетание качественной взвешенной механики и серьезной VST-программы, имитирующей фортепиано вполне может заменить полноценный цифровой инструмент. Единственный нюанс – такую механику не очень удобно использовать с вирутальными синтезаторами, так как их восприимчивость к динамике нажатия как правило значительно ниже, чем восприимчивость вирутальных роялей. Самые дорогие и качественные механизмы такого типа для полной аутентичности оснащены деревянными клавишами, такими же, как на акустических инструментах.

MIDI-клавиатуры могут обладать различным количеством клавиш – как правило, от 25 до 88.
Естественно, чем больше клавиш, тем MIDI-клавиатура будет больше и тяжелее. Зато на такой клавиатуре вы сможете играть сразу в нескольких регистрах. Например, для исполнения академической фортепианной музыки понадобится MIDI-клавиатура, оборудованная как минимум 77, а лучше – 88 клавишами. 88 клавиш – это стандартный размер клавиатуры акустических пианино и роялей.
Клавиатуры с небольшим количеством клавиш подойдут для исполнителей на синтезаторах, студийный музыкантов и продюсеров. Самые небольшие из них чаще всего используются для концертного исполнения электронной музыки – такие MIDI-клавиатуры компактны и позволяют сыграть, например, небольшое соло на синтезаторе поверх вашего трека. Также их можно использовать для обучения музыке, записи электронного нотного текста или забивки MIDI-партий в секвенсор. Чтобы покрыть весь регистровый диапазон, на таких устройствах имеются специальные кнопки транспонирования (сдвига октав).

— Динамика клавиатуры (velocity).В наши дни уже очень сложно встретить клавиатуру, которая не умеет передавать значение динамики – почти каждая современная клавиатура умеет это делать. Динамика клавиатуры, как правило, управляет громкостью звука, но может управлять и любым другим параметром по вашему желанию.

— «После нажатие» (aftertouch) – это дополнительная возможность модуляции звука с помощью клавиатуры. Механизмом «после нажатия», как правило, оснащены профессиональные клавиатуры полувзвешенного типа. После того, как вы нажимаете на клавишу и издаете звук, вы можете дополнительно «дожать» клавишу, модулируя какой-то параметр звука. Используется эта возможность чаще всего вместе с синтезаторами. Виртуальные акустические инструменты не нуждаются в  модуляции, однако, иногда и они могут интересно управляться после нажатием (например, с помощью после нажатия очень удобно управлять эффектом «вибрато» виртуальной скрипки).

— Модуляционные колеса (mod wheels). Эти колеса пришли к нам из далеких 60-х годов, когда электронные клавишные инструменты только начинали появляться. Они призваны сделать исполнение на простых типах клавиатуры более экспрессивным. Как правило, колес 2. Первое называется колесо высоты тона (pitch wheel) – оно управляет изменением высоты звучащих нот и используется для исполнения т.н. «бендов». Бенд – это имитация «подтяжки» струны, излюбленного приема блюзовых гитаристов. Проникнув в электронный мир, бенд стал активно использоваться и с другими типами звуков. Второе колесо – модуляционное (mod wheel). Оно может управлять любым параметром используемого инструмента – например, вибрато, фильтром, посылом на эффект, громкостью звука и т.д.

— Педали. Многие клавиатуры оснащены разъемом для подключения педали сустейна (sustain). Такая педаль продлевает звучание нажатых клавиш, пока мы удерживаем ее. Эффект, достигаемый с помощью педали сустейна ближе всего к эффекту демпферной педали акустического фортепиано. Поэтому, если вы планируете использовать вашу MIDI-клавиатуру в качестве фортепиано, обязательно приобретите такую педаль. Существуют и разъемы под другие типы педали – например, педаль экспрессии (expression). Такая педаль, как и колесо модуляции, может плавно изменять отдельно взятый параметр звука – например, громкость.

— Контроллеры.Многие MIDI-клавиатуры оснащены большим количеством различных контроллеров – ручек, фэйдеров, пэдов, кнопок и т.д., которые используются для управления звуком а также функционалом самой клавиатуры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.