MINIMOOG

 

Самая известная на сегодняшний день компания, производящая синтезаторы, основана в 1953 году Робертом Мугом, инженером из Нью-Йорка.

Moog Music logo
Moog Music logo

Коммерческий успех к одному из самых популярных музыкальных брендов ХХ века пришел в 1968 году, когда американская исполнительница и композитор Венди Карлос (до операции по смене пола — Уолтер Карлос) выпустила свою пластинку «Switched on Bach» , на которой сыграла произведения знаменитого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха,исключительно на модульном синтезаторе Moog, сполна продемонстрировав потенциал по тем временам еще экзотического музыкального инструмента. Пластинка завоевала премию «Грэмми» и достигла платинового статуса, став таким образом первым в истории альбомом классической музыки, проданным в количестве более миллиона экземпляров. Красующийся же на лицевой стороне конверта пластинки синтезатор сразу же привлек внимание самой широкой публики, обеспечив тогда еще совсем юной компании отличные продажи на дюжину лет вперед. В начале 70-х годов Боб Муг задумал — ни много, ни мало — создать самый лучший синтезатор в мире. Первый вариант инструмента получил романтичное название Constellation (Созвездие).

Constellation
Constellation

Состоял он фактически из трех синтезаторов — полифонического, монофонического и педального. Муг так и не довел работу над «Созвездием» до логического конца, однако упомянутые «составные части» вскоре обрели самостоятельную жизнь в виде отдельных синтезаторов. После ухода из «Moog Music» отца-основателя и смены нескольких владельцев в 1986 году фирма все же была объявлена банкротом — новые модели синтезаторов продавались не так успешно, да и в целом американский рынок пребывал в серьезном кризисе ввиду повсеместного распространения дешевых цифровых моделей из Японии. Считается что Роберт Муг был первым, кому пришла в голову идея управления модульного синтезатора с обычной, привычной для большинства профессиональных музыкантов фортепианной клавиатуры; он же «вытащил» инструмент из недр высокотехнологичных студий и институтских лабораторий, представив первый в мире компактный синтезатор Minimoog в качестве альтернативы огромным, едва ли транспортабельным «шкафам с проводами».

Роберт Муг
Роберт Муг

С прекращением в 1981-ом году выпуска оригинальных «Minimoog» не прекращались регулярные попытки создания продукта, способного завоевать сердца клавишников и синтезаторных маньяков в той степени, в какой это удалось «Minimoog».

Minimoog
Minimoog

В результате появились две версии Minimoog Voyager, соответствующие третьему тысячелетию – Perfomer Edition и Signature Edition. Эти прекрасные инструменты, обладающие всеми возможностями «Minimoog», получили также новую память, MIDI, дисплей, второй фильтр и многое другое, чего в оригинале не было. При этом они сохранили поднимающуюся панель регуляторов и деревянные элементы корпуса. Клавишная версия располагает традиционной четырех октавной клавиатурой с колесами модуляции и высоты тона слева, тач-падом по центру панели и дисплеем над ней (исключая Voyager Old School). Также была предложена и рэковая версия, поэтому и продюсеры тоже могли шагать в ногу со временем. Помимо этого у пользователей появился выбор цвета корпуса и подсветки для подчеркивания собственной индивидуальности. Удобство, качество и возможности инструментов серии «Minimoog Voyager» моментально вознесли компанию «Moog Music» на вершину синтезаторного олимпа, вне досягаемости для многочисленных конкурентов. . Пожалуй, главный бренд компании на протяжении всех лет ее существования — компактный синтезатор «Minimoog» и его многочисленные вариации, включая и современный Voyager.  Minimoog Voyager XL – флагман линейки, соединивший тачскрин, коммутационную панель, полуметровый ribbon-контроллер, MIDI, CV и знаменитое качество звука Moog в одном продукте, был номинирован авторитетным журналом Sound On Sound и признан его читателями лучшим клавишным инструментом – синтезатором 2012 года.

Minimoog Voyager XL
Minimoog Voyager XL
Minimoog Voyager XL
Minimoog Voyager XL

Все самые актуальные тенденции музыкального производства нашли действительно удобное, простое и наглядное воплощение в этом инструменте. Три осциллятора и два фильтра позволяют гибко работать со спектром сигнала, развитая матрица модуляции в сочетании с продвинутыми исполнительскими контроллерами – развивать и использовать эффектные исполнительские приемы при игре живьем, коммутационная панель – легко создавать новые патчи на самом глубоком уровне, а встроенные пресеты и память – держать все наработки наготове. Как показывает опыт прошлых десятилетий, не исключено, что новые возможности «Minimoog Voyager XL» подстегнут развитие музыки в новом, незаметном пока направлении. Как это не раз уже случалось с инструментами «Moog». «Voyager XL» – вершина успешной линейки «Minimoog Voyager».С запуском этой славной линейки в 2002-ом году, индустрия электронных музыкальных инструментов стала свидетелем беспрецедентного листа ожиданий, который заполнили люди, желавшие купить новый инструмент от Moog в том или ином варианте как можно скорее.
Обозреватели и рецензенты изделий серии Minimoog Voyager не смогли предъявить к ним иных претензий кроме цены. Поэтому следующим шагом «Moog Music» запускает серию «Moog Phatty»: «Slim» и «Little» (рэковая и клавишная версия). Они полюбились буквально сразу – эти синтезаторы меньше старались походить на старые-добрые «Minimoog», а вместо этого предлагали новый дизайн и возможности в сочетании с проверенным качеством и характером звучания. Каждая новая студия теперь могла позволить себе новенький рэковый синтезатор, каждый новый клавишник мог использовать «Moog живьем без серьезного финансового риска. Два осциллятора вместо трех в «Minimoog», один фильтр вместо двух в Voyager», но знаменитый фильтр «Moog» – тот самый. Добавлены арпеджиатор, USB, матрица модуляции, что в сочетании с памятью пресетов позволяло иметь самую широкую палитру звуков Moog в постоянном и непосредственном доступе. Новым пользователям пришлась по вкусу возможность использования аналогового синтезатора в привычной манере – изучать тонкости синтеза, опираясь на существующие пресеты. С «Moog Phatty» продюсеры сразу получают результат, а клавишники – сразу приступают к игре, а не занимаются саунд-дизайном и длительным освоением нового инструмента. Управление по MIDI, ясное расположение блоков синтеза на панели, удобные вращаемые регуляторы и кнопки с подсветкой в сочетании с дисплеем и небольшими размерами пришлись по душе множеству музыкантов и продюсеров, сделав «Moog Phatty» самыми продаваемыми новинками в считанные месяцы.

Moog Phatty
Moog Phatty

Компания Moog Music не остановилась на пути навстречу пользователям и в 2012 году выпустила самый компактный и доступный аналоговый синтезатор за всю свою историю. «Moog Minitaur» – весьма привлекательный басовый синтезатор с двумя осцилляторами и настоящим четырех-полюсным фильтром «Moog». Синтезатор способен выдавать весьма глубокий и качественный бас, обладающий теплотой, полнотой и мощью, характерными для педальных басовых синтезаторов серии «Taurus». Несмотря на небольшие размеры, наряду с MIDI и USB Minitaur располагает четырьмя CV-входами, что делает его весьма привлекательным для серьезного аудиодизайна с применением CV-сигналов управляющего напряжения, полученного аналоговыми либо компьютерными средствами. Эти же возможности позволяют использовать небольшой синтезатор в крупных патчах с участием педалей линейки «Moogerfooger» и любого другого совместимого оборудования.

Moogerfooger
Moogerfooger
Moogerfooger
Moogerfooger

В сочетании с входом для обработки внешнего аудиосигнала  «Minitaur», способен заинтересовать самых пытливых энтузиастов синтеза и профессиональных продюсеров. Инструмент настолько аутентичен, что даже не имеет дисплея и памяти – каждая ручка и кнопка на панели отвечает за собственную функцию, а остальное c легкостью управляется по MIDI или USB.

Moog Minitaur
Moog Minitaur

Несмотря на то, что в компактной конструкции Боба были определенные огрехи (например, генераторы тона с трудом держали строй и синтезатор приходилось периодически подстраивать), звук новых инструментов открывал перед музыкантами целый ряд заманчивых творческих перспектив, позволявших закрыть глаза на минусы проектирования.
По мнению многих, разработка инструмента для концертных площадок и популяризация синтезаторов реальная заслуга Муга. Этот человек, всю свою сознательную жизнь посвятил инженерному делу, и зарегистрировал более 20 оригинальных патентов (среди которых, например, колесико изменения тона — сегодня обязательный элемент синтезаторных клавиатур).

Moog и те самые "колесики"
Moog и те самые «колесики»

Инструменты Роберта Муга напрямую участвовали в формировании таких жанров, как, например, нью-эйдж и диско. Свою роль электронные инструменты американской марки сыграли и в становлении немецкой экспериментальной сцены 1970-х. Сегодня компания Moog Music Inc. выпускает более десятка различных продуктов, в числе которых уже давно присутствуют не только синтезаторы, но и гитары, педали эффектов и даже приложения для iOS. Среди прочих моделей можно отметить синтезатор «Prodigy».

Moog Prodigy
Moog Prodigy

Басовый педальный синтезатор «Taurus», на котором любят играть в том числе и руками , серию педалей Moogerfooger, возможности этих аналоговых и гибридных эффектов постоянно растут, их отличают прекрасные возможности для коммутации и управления. Гитаристы и иные инструменталисты-исполнители получили возможность собирать модульные системы и располагать их на полу для использования в привычной для них манере.

Taurus
Taurus

Педали зачастую содержат несколько контуров: контур, формирующий звук, контур, изменяющий его, и контур, управляющий этими изменениями. Большинство регуляторов на верхней панели могут быть продублированы подключением управляющих педалей и педальных переключателей к разъемам на задней панели, позволяя тем самым осуществлять управление изменениями во время игры без рук. В случае цифровой задержки так может изменяться время задержки, уровень модуляции или глубина повторений. В случае хоруса или фильтра – скорость, глубина модуляции, либо частота среза фильтра или величина резонанса. При наличии генератора огибающей на борту, как правило, предусматривается его перезапуск от внешнего управляющего сигнала, либо от изменений уровня входного сигнала, что обеспечивает необходимую гибкость формируемого сигнального тракта. Потребности гитаристов близки «Moog Music» настолько, что в каталоге компании имеются гитары c логотипом Moog. Каждая струна имеет собственный контур, во многом традиционный для синтезаторов Moog. Реакция музыкальной общественности не оставляет сомнений – Moog Guitars отмечены высочайшими международными отраслевыми наградами: Guitar Player Magazine 2009 – выбор читателей; Electronic Musician Magazine 2009 – выбор редакции; 2008 Summer NAMM «Лучшее в Шоу»; Лучшая новинка 2008 по мнению Popular Science Magazine и 2009 Mix Foundation TEC Award.Moog Guitars

Moog Guitars
Moog Guitars

Монофонический синтезатор не стал серийным, он только однажды «засветился» на сцене под пальцами Эмерсона во время турне ELP 1974 года. А полифонический синтезатор вначале получил название Apollo, который также не вышел в серийное производство. А затем из него «родился» «PolyMoog». Синтезаторы бывают разные. С элегантным или ужасным дизайном, слишком дорогие или по очень привлекательной цене, легкие, удобные или тяжелые и неуклюжие, с ограниченными либо неограниченными звуковыми возможностями. С точки зрения многих музыкантов (и не только) синтезатор «PolyMoog» является поистине уникальным, сочетающим в себе ужасный дизайн, непомерно высокую стоимость, неподъемный вес, ненадежность, ограниченность и посредственный звук. Однако при всем при этом «PolyMoog» был и остается одним из самых именитых синтезаторов всех времен. А также то, что на этом инструменте играли многие гиганты мировой музыки.
Еще до своего появления в продаже PolyMoog приобрел статус «синтезатора, о котором можно было только мечтать». У него была клавиатура в 71-ну клавишу (уникально для 1975 года), он был полностью полифоническим (уникально для 1975 года), он реагировал на скорость нажатия на клавиши (уникально для 1975 года). И это был Moog. Однако когда музыканты начали знакомится с инструментом лично, многие его особенности оставляли их весьма озадаченными.

PolyMoog
PolyMoog
PolyMoog
PolyMoog

«Ядро» синтезатора, Mode Selector (выбор режимов) Боб Муг назвал «цифровой логической системой» (в те времена такие слова вызывали трепет). По сути она представляла собой восемь пресетных (готовых) звуков: струнные (String), пиано (Piano), орган (Organ), клавесин (Harpsi), медные духовые (Brass), вибрафон (Vibes), а также Funk и Clavi. Девятый режим, названный «VAR», позволял использовать инструмент в качестве обычного программируемого синтезатора. Можно было просто использовать эти готовые заводские звучания, можно было рассматривать их в качестве полуфабрикатов для создания собственных звуков. Однако синтезатор не обладал функцией памяти для их сохранения. Каждый заводской пресет звучал при помощи очень сложной, если не сказать — грандиозной, системы, включающей в себя, к примеру, 71 усилитель и 71 фильтр. То есть, по усилителю и фильтру на каждую клавишу! Так что званию полифонического синтезатора PolyMoog отвечал действительно в полной мере. Разумеется, синтезатор был снабжен знаменитым фирменным «муговским» фильтром (речь идет об одном фильтре для всех пресетов, управляемом непосредственно с панели инструмента) со всевозможными модуляциями. А также трех-полосным эквалайзером. У PolyMoog не было колес отклонения высоты тона и модуляции, зато вместо них был ленточный контроллер, чувствительный к движению пальцев. На задней панели инструмента находилось 11 разъемов различного назначения. Среди них — семь разъемов для подключения специальной (и очень дорогой) «мульти-педали» (см. фото), управляющей и высотой звука, и работой фильтра, и сустейном (послезвучанием), и синхронизацией синтезатора с внешними приборами. Естественно, в начале 70-х годов MIDI- интерфейса еще в помине не было, при этом к «PolyMoog» все-таки можно было подключить другой инструмент, при помощи разъема «S-TRIG».
Однако недостатки этого невероятно сложного синтезатора вполне могли соперничать со всеми его «наворотами». Заводские звуки были, конечно, качественными, но при этом не настолько вдохновляющими, как все ожидали от такого уважаемого производителя, как Moog. По звукообразованию «PolyMoog» был схож с электроорганом: звук, генерируемый 12-ю осцилляторами, «делился» на части. Однако то, что более чем приемлемо для электрооргана, не всегда является таковым для синтезатора. Другим существенным недостатком была ненадежность инструмента. Проще говоря, «PolyMoog» часто выходили из строя, при этом мало кто из мастеров хотел «копаться» в столь сложном аппарате. И, конечно, не стоит забывать о конкуренции. В 1975 году фирма «Yamaha» выпускает свой эпохальный синтезатор GX1, трех-мануального монстра, который обладал всеми качествами, которые музыканты ожидали от «PolyMoog». GX1 был безумно дорогим инструментом, однако уже в следующем, 1976 году, многие его достоинства были унаследованы гораздо более доступным синтезатором, «Yamaha CS80».

синтезатор Yamaha GX1
синтезатор Yamaha GX1

Плюс к тому, в конце семидесятых на арену музыкального рынка буквально ворвался синтезатор «Prophet 5» американской фирмы Sequential Circuits, основанной Дэйвом Смитом.

Prophet 5
Prophet 5

o-PROPHET5-SYNTH-facebook Так что «PolyMoog» практически сразу оказался устаревшим, слишком дорогим, тяжелым и непредсказуемым.
В 1978 году фирма Moog (в надежде все-таки повысить уровни продаж) выпускает более дешевый вариант «Polymoog» — так называемый «Polymoog Keyboard», который представлял из себя чисто пресетный инструмент (14 заводских звуков, которые практически невозможно было изменить).

Polymoog Keyboard
Polymoog Keyboard

Не трудно догадаться, что это никак не спасло «Polymoog» от коммерческого провала. Десятилетиями «Minimoog» обеспечивали эффектами, джинглами и отбивками множество телевизионных и радиопостановок. Басовые звуки Moog настолько популярны, что в каждом синтезаторном продукте есть пресет Moog bass. Инструменты «Moog» свыше 50 лет олицетворяют музыкальный прогресс и за это время стали не просто классикой. Сотни продуктов «Moog» увидели свет за полвека: от модульных студийных систем до педальных бас-синтезаторов для клавишников, от гитар и терменвоксов до app-приложений для iOS.
Наследие Роберта Муга вдохновило множество музыкальных проявлений и свершений нескольких последних десятилетий, а звучание «Moog» повлияло, так или иначе, на всю синтезаторную индустрию, все без исключения аналоговые, цифровые и виртуальные инструменты. С появлением «Minimoog Voyager XL» и «Moog Minitaur» эти звуки теперь с нами еще надолго.
В танцевальной и популярной музыке без звуков, впервые созданных с помощью синтезаторов Moog, можно представить лишь самые экспериментальные композиции. Moog Fest – яркое ежегодное свидетельство того, что звучание Moog по-прежнему на переднем крае и безоговорочно любимо музыкантами.
На какой-то период, слова «синтезатор» и «Moog» фактически становятся синонимами. В этом – немалая удача самого Муга, его «правильно» звучащее имя, имя сродни синтезаторному звуку: Moooooooooooog!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.