Headphones (НАУШНИКИ)

наушники

Образ современного DJ сегодня нельзя представить без наушников.Наушники все разные — с амбушюрами и без, большие, с проводом и беспроводные, металлические и пластиковые.
Раньше все было не так. Не было марки Monster, не было вкладышей и внутриканальных наушников, не было беспроводных моделей и не было  популярных сегодня наушников с системой активного шумоподавления.
На развитие наушников оказали влияние многие люди, имена которых совсем неизвестны широкому кругу. Например, вам говорит что-нибудь имя Амар Боуз (Amar G. Bose)?

Амар Боуз
Амар Боуз

Самые продвинутые меломаны уже, конечно, догадались, что имя этого человека использовано в названии Bose Corporation, одной из лучших компаний по производству аудиотехники.
Амар Боуз по происхождению американец с бенгальскими корнями. Этот ученый включен в десятку ведущих новаторов Массачусетского технологического института за все время существования этого вуза под номером девять.
Гордиться учебному заведению есть чем. Амар за свою жизнь сделал столько открытий и изобретений, что хватило бы на целую группу ученых. Например, автомобильная акустика в машинах самых лучших марок (Mercedes, Jaguar, Audi, Honda, Mazda и многих других) устанавливается именно марки Bose. А еще благодаря этому человеку на прилавках магазинов теперь можно найти качественные наушники с активным шумоподавлением (Active Noise Cancelling.— ANC).
Созданный им первый прототип наушников с системой ANC использовался при проектировании гарнитур для пилотов воздушных транспортных средств — самолетов и вертолетов.
По словам доктора Боуза, все его открытия и технологические идеи рождались в голове молниеносно. Так, например, когда в 1978 году Амар летел на самолете в Европу, он обратил внимание на то, что стандартные наушники, которые предлагаются пассажирам , не дают возможности в полной мере наслаждаться музыкой во время полета. Его так раздражал гул двигателей, от которого закладывало уши, что Боуз стал думать, как этот шум можно устранить с точки зрения физики. Найденная идея была очень проста, эффективна и понятна любому школьнику. Шум — это звуковые волны. А любую волну можно погасить, если послать ей навстречу аналогичную волну в противофазе. Значит, чтобы устранить звуковой сигнал в ухе, нужно воспроизвести в наушнике сигнал такой же амплитуды, но «перевернутый» по фазе. Осталось только реализовать данную идею на практике, что Боуз и сделал.
Практически одновременно с Bose на рынок авиационных гарнитур с активным шумоподавлением вышли модели немецкой фирмы Sennheiser, которая еще с 1982 года поставляла авиационные гарнитуры компании Lufthansa. Но все-таки пальма первенства была у Bose, ведь Sennheiser стала делать такие гарнитуры только в 1988 году.
Изучать историю возникновения наушников — все равно что разбирать запутанный детектив. Стоит только подумать, что ты нашел автора изобретения, как вдруг оказывается, что на самом деле был кто-то, кто додумался до этого еще раньше. Например, компания Bose первой сделала массовые наушники с ANC, однако сам принцип подавления нежелательного звука противофазным сигналом был придуман вовсе не Амаром Боузом.
В декабре 1959 года (всего через год после шума, который наделали парни из KOSS своим изобретением стереонаушников для прослушивания музыки) Виллард Микер (Willard F.Meeker) совместно с другими учеными, работающими на военную промышленность, представил модель наушника, способного «защищать слух» от внешних воздействий. Это была абсолютно рабочая модель, которая использовала систему подавления шума сигналом, смещенным по фазе. Наушник не сохранился, но осталась брошюра с отчетом о выполненной работе, в которой можно увидеть очертания экспериментальной модели наушников.
Но и тут я не могу согласиться с тем, что Виллард Микер с коллегами были первыми, кому пришло в голову использовать принцип ANC. Принцип очень прост и очевиден, поэтому инженеров, которые видели перспективы применения технологии ANC, в истории хватало.
Так, например, в дебрях патентного архива можно найти любопытный документ аж от 1934 года. Американский изобретатель Пол Люэг (Paul Lueg)… нет, он не сделал наушники с ANC. Он лишь запатентовал технологию обнуления синусоидальных тонов громкоговорителя за счет все той же системы противофазного сигнала.
Боуз внедрил свою технологию активного шумоподавления для авиационных гарнитур лишь в конце прошлого века, но качественные гарнитуры существовали задолго до того, как мир узнал имя Bose.
Основатель немецкой фирмы Sennheiser Фриц Зеннхайзер (Fritz Sennheiser)

Фриц Зеннхайзер
Фриц Зеннхайзер

любил пускаться в размышления и делать философские выводы относительно того, почему именно инженерам его компании удалось создать первую в мире модель динамических наушников с открытой конструкцией. «Мы всегда давали большую свободу нашим инженерам», — не без гордости за свою компанию говорил он как-то в интервью, будучи уже в преклонном возрасте.
Отец-основатель империи Sennheiser прожил долгую жизнь и скончался в возрасте 98 лет в 2010 году.

Фриц Зеннхайзер
Фриц Зеннхайзер

Все эти годы были использованы Фрицем, что называется, «по полной». Уже в 11 лет маленький мальчик самостоятельно собрал свой первый радиоприемник из обмотки, вольфрамовой иглы, кристалла и двадцатиметрового куска проволочной антенны, а в 1945-м появился бренд Sennheiser. Правда, изначально наушникам не уделялось должного внимания. Главный товар, который предлагал немецкий производитель, — микрофоны. И лишь в 60-х годах сфера деятельности Sennheiser была расширена.
В 1968 году одному из инженеров немецкой компании пришло в голову, что качество звука можно заметно улучшить, если просто не закрывать обратную сторону драйвера. Это простое и гениальное открытие сделало переворот в производстве наушников.
До сих пор все головные телефоны были громоздкими и неуклюжими. Новое изобретение сделало возможным создание портативных легких наушников, которые тут же стали пользоваться огромной популярностью. Первой моделью наушников с открытой конструкцией от Sennheiser была HD 414.
Даже сами разработчики не ожидали, какой успех будет ей сопутствовать. Всего немецкой компанией было продано более 10 миллионов пар, что сделало HD 414 одной из самых продаваемых моделей наушников за все время существования портативного аудио. К тому же немало дохода компании принесли отчисления, выплачиваемые за использование запатентованной ею технологии.
Между созданием стереофонических наушников Koss в 1958 году и изобретением первой пары открытых наушников Sennheiser произошло событие, которое сильно повлияло на представление о качественном звуке в среде меломанов. Речь идет о том, что в 1959 году инженеры японской компании Stax (которая тихо и незаметно существовала с 1938 года, выпуская, главным образом, конденсаторные микрофоны) придумали кардинально иной способ воспроизведения звука и представили первую модель электростатических наушников.
Наушники с электростатическими излучателями работали по по иному принципу, нежели прочие динамические наушники, которые продавались в то время. В них использовалась тончайшая мембрана, помещенная между двумя электродами. Чтобы мембрана двигалась и создавала звуковые колебания, на электроды подавался высокий потенциал, порядка нескольких сотен вольт. Результат — невероятно низкий коэффициент гармонических искажений и высокая чувствительность принципиально новых наушников.
Электростатические наушники могли работать только со специальными усилителями, что сказывалось на их цене и не способствовало большой популярности. Этот класс наушников до сих пор считается самым высоким — Hi-End. Цена на электростатические наушники даже сегодня составляет тысячи долларов.
Судьба бренда Stax сложилась неоднозначно. В 1995 году эта компания была признана банкротом, однако уже в 1996-м снова восстановила свою деятельность. В 2011 году она была полностью поглощена относительно молодой пекинской компанией Edifier Technology. Президент компании Edifier Вендонг Занг (Wendong Zhang) заверил, что бренд Stax продолжит свое существование и будет вести дальнейшую работу по созданию наушников.
Джону Коссу (John C Koss) и Мартину Ланге (Martin Lange Jr.) удалось перевернуть представление о роли наушников в жизни человека, именно KOSS SP-3 стали первыми наушниками, которые позиционировались для прослушивания музыки. Надев головные телефоны в первый раз, многие были ошарашены эффектом стерео, который без наушников просто терялся.

Джон Косс
Джон Косс

Но попробуйте сказать что-нибудь о KOSS сотруднику немецкого концерна Beyerdynamic, и он тут же замашет руками «Что вы, что вы! Первые наушники сделали мы!» И доля правды в этом есть.
Под «первыми» наушниками в данном случае подразумевается легендарная модель DT-48, выпущенная в 1937 году. Она оказалась настолько удачной, что продается и по сей день.Разумеется, технология производства была изменена, но параметры модели от этого не пострадали, а дизайн современной модификации DT-48 максимально приближен к оригинальному исполнению 1937 года.Необходимость в наушниках возникла практически сразу после открытия беспроводной связи, или, попросту говоря, радио.Beyerdynamic не мог быть первым в этой области. Наушники производились в большом количестве и активно использовались до модели DT-48.Наушники двадцатых годов выпускались только высокоомные (лишь такие могли обеспечить звук на детекторных приемниках или, как их тогда было принято называть, crystal radio).
Наборы для самостоятельной сборки детекторных приемников стали очень популярны. Во-первых, собрать такой приемник было несложно даже для малограмотного человека, а во-вторых, детекторный приемник не нуждался в батарее. В двадцатых годах было выпущено огромное количество разнообразных детекторных приемников, и к каждому из них прилагалась пара наушников, а то и несколько пар.Наушники в комплекте с детекторным приемником были привычным предметом того времени, что некоторые производители товаров даже раздавали их в качестве поощрения. Детекторный приемник с наушниками в 1924 году можно было получить за определенное количество купонов от производителя детской овсянки. У мам при этом появился «железный» аргумент для капризного чада: «Хочешь приемник — ешь овсянку!»Производители очень бережно относились к дизайну своих изделий. Несмотря на то, что все устройство могло помещаться в небольшую коробочку, они делали для детекторных приемников огромные деревянные шкатулки и сундуки, покрывая лаком и полируя ручку настройки. Такие наборы стоили от доллара и выше.Популярные детские комплекты для сборки продолжали массово производиться даже после того, как радиоприемники стали выпускаться на лампах, а позже — и на транзисторах. Конечно, в пятидесятых такое радио уже трудно было воспринимать всерьез, но в двадцатых годах такой «гаджет» вызвал бы изумление. Изобретатели уже тогда задумывались, как бы им сделать детекторный приемник более портативным. Порой стремление создать сверхудобное и суперкомпактное радио доходило до абсурда. Например, в 1922 году в сентябрьском выпуске журнала Popular Science на полном серьезе демонстрировалась модель детекторного приемника с антенной, которая позволяла курить трубку и слушать радио одновременно.
Одно из самых трагических событий 1912 года — гибель «Титаника». О нем написано много книг и снято огромное количество документальных и художественных фильмов. Такое внимание, которое до сих пор уделяется этому событию, вполне закономерно — на то время этот корабль был самым крупным пассажирским лайнером на всей планете.
И оснащен «Титаник» был по самому последнему слову техники. Одно из помещений было укомплектовано наиболее современным на то время оборудованием для беспроводной связи. Технику для радиосвязи корабля предоставляла компания «Маркони», которая на то время стала однозначным монополистом в Британии и Италии. Несмотря на то, что корабль вырабатывал электроэнергию за счет генераторов, для аварийной радиосвязи был предусмотрен отдельный комплект батарей. Мощность передатчика была феноменальной для того времени — 5 киловатт. В зависимости от погодных условий, дальность передачи сигнала составляла от 400 до 3000 км и более.
Помимо «Титаника», подобными системами были оснащены и два других корабля серии «Олимпик» (тройки, в которую входил печально известный лайнер).Итак, в 1911 году, когда «Титаник» был спущен на воду, наушники уже существовали. И, конечно, если они были на гражданском корабле, они должны были быть и в армии.
Свидетельство тому — история Натаниэля Болдуина, которого, кстати, некоторые называют изобретателем наушников.

Натаниэль Болдуин
Натаниэль Болдуин

А дело было так. В 1910 году Натаниэль Болдуин (Nathaniel Baldwin) своими руками смастерил пробную пару наушников. Послушав, как они «играют», изобретатель пришел к выводу, что его наушники намного лучше тех, которые производятся на данный момент, и запатентовал их. Поразмышляв над тем, как бы ему лучше подзаработать на своем изобретении, он послал пару своих наушников военным.Ответ пришел не скоро. На гика из Солт-Лейк-Сити обратили внимание не сразу, более того, о нем забыли. Но один раз они получили письмо, написанное фиолетовыми чернилами на розово-голубом листе блокнота. В этом послании автор напоминал о своем изобретении и спрашивал о результатах. Он также выражал обеспокоенность относительно параметров своих наушников и волновался, что его двухкилоомная пара не подходит для стандартов, принятых в армии.Со смехом пару наушников, у которых была очень необычная конструкция, понесли на «тестирование». Однако когда их сравнили с теми экземплярами, которыми пользовались в отделении связи, оказалось, что наушники Болдуина действительно неплохи и примерно в два раза чувствительнее старых моделей. Правда, они не слишком хорошо сидели на голове, но качество звука было таким высоким, что военные все-таки решили заказать пробную партию — 10 штук. Правда, при этом они посоветовали изобретателю внести некоторые изменения в конструкцию, в частности сделать их более легкими.Первые наушники Болдуин делал у себя на кухне. Они прошли испытание и понравились военным, после чего он сделал еще несколько партий на заказ. Военных все устраивало, кроме того, что наушники по-прежнему было не очень удобно носить. Тогда адмирал Хепберн (Arthur Jepy Hepburn), который в то время был главой подразделения паровой инженерии в дивизии связи, еще раз попросил Болдуина обратить внимание на посадку. Изобретатель тут же выдал обновленную модель, в конструкцию которой был добавлен пружинный зажим. Благодаря этому положение каждого наушника могло регулироваться по высоте. Также была улучшена скрепляющая часть. Вот эта модификация, получившая название Type C, и стала известной как первые современные наушники. Действительно, в течение многих лет в ее конструкцию почти не вносились изменения.Известно также, что адмирал Хепберн советовал Болдуину немедленно запатентовать эту модификацию наушников, но Болдуин отказался. Он ответил, что не будет унижаться, запрашивая патент на такую мелочь. То,что многие считают Натаниэля Болдуина создателем первых наушников, — заблуждение. Он лишь улучшил существовавшие на то время модели, добившись того, что они лучше сидели на голове. Так что свидетельства рождения наушников нужно искать еще раньше.
Еще более ранний факт, который подтверждает существование наушников, связан с сервисами, транслировавшими музыку по телефону в начале XX и даже в конце XIX века. Выходит, первым толчком к появлению, а если быть точнее — к популяризации наушников стало изобретение проводной телефонии.Например, с 1895 по 1926 год в Великобритании существовал сервис Electrophone Audio. Он состоял в том, что пользователей подключали напрямую к микрофонам, установленным в театрах, концертных залах, где проходили всевозможные шоу, а также в церквях, где читались воскресные проповеди.Любой желающий мог оформить подписку на то, чтобы послушать «онлайн-трансляцию» по телефонной линии. Пользователю данной услуги нужно было сначала попросить телефонного оператора подключить абонента к Electrophone, а затем уже оператор Electrophone спрашивал, к какому театру «звонящий» хочет подключиться. Желающим послушать оперу предлагалась трансляция из Королевского оперного театра Ковент-Гарден.
Для прослушивания всех этих трансляций клиентам выдавались специальные наушники, которые, по правде говоря, больше походили на швабру. По сравнению с классическими головными телефонами, которые мы привыкли видеть на головах меломанов, их предшественники были «перевернутыми» и надевались так, что дуга оставалась со стороны подбородка. Их можно было поддерживать специальной тростью. Зато (вот это сюрприз!) на каждое ухо транслировался звук с отдельного микрофона. Это была одна из первых попыток создать стереозвук.
Но вернемся в начало прошлого века. К середине 20 годов сервис Electrophone стал популярен, и в его штате было задействовано довольно много людей. Целые студии работали на клиентов и вели самую настоящую диджейскую работу, рассказывали новости, развлекали музыкой и пр. И кто, вы думаете, стал на пути этого сервиса? BBC. Как раз именно в то время небольшие радиовещательные компании решили создать единую сеть British Broadcasting Company. В единую «песочницу» Electrophone приглашена не была, поскольку к радио отношения не имела.Стоит отметить, что дальнейшее развитие, стратегия и организация BBC в большой степени повторяла деятельность Electrophone. Были созданы такие же студии, в которых люди делали работу, аналогичную той, что выполнялась сотрудниками Electrophone. Отличие состояло лишь в том, что пришло время отказаться от проводов, а Electrophone к этому не была готова.
Но и Electrophone не была первым поставщиком наушников. За три года до начала вещания этой легендарной компании изобретатель Тивадар Пушкаш запустил в Венгрии аналогичный «Телефонный новостной сервис» (Telefon Hirmondo). Были оборудованы целые офисы для трансляции горячих новостей прямо из редакций популярных изданий. Свежие выпуски газет зачитывались в прямом эфире, а люди слушали их по телефонной линии. И у них тоже были наушники.

Тивадар Пушкаш
Тивадар Пушкаш

Системе Тивадара Пушкаша повезло намного больше, чем Electrophone. «Телефонная газета» выходила много лет, а с 1925 года она также появилась в радиоэфире. Проводное вещание было остановлено лишь во время Второй мировой войны, так как провода были просто уничтожены.
Параллельно с венгерским телефонным сервисом Пушкаша во Франции работала такая же система Клемента Адера (Clément Ader) под названием Théâtrophone.
Наушники, к сожалению, никто не запатентовал, поэтому официального документа, свидетельствующего об их изобретении, не существует.Скорее всего, в том виде, с которым мы привыкли связывать термин «наушники», прототип появился где-то во второй половине XIX века. Возникли они почти одновременно с изобретением радио. Наверняка первая конструкция излучателей была придумана практически параллельно с появлением первых приемников и телефонов. Поэтому, возможно, если бы мы точно знали, кто изобрел радио и телефон, можно было бы с большой долей вероятности найти первый «след» в истории создания наушников. Но, как это часто случается в научном сообществе, конкуренция среди ученых не всегда бывает честной, и найти действительного автора того или иного изобретения очень проблематично.Одно из немногих документальных доказательств существования наушников связано с именем Эрнеста Жюля Пьера Меркадье (Ernest Jules Pierre Mercadier). Этот человек был инженером-электриком и работал преподавателем в Политехнической школе Парижа. Он активно занимался разработкой устройств для передачи звука по проводам и является одним из изобретателей ламп накаливания. В его портфолио есть патент от 1891 года. Он называется бителефон.Но и Меркадье не был первым изобретателем наушников. Сохранилось письменное свидетельство того, что еще в 1885 году в Лиссабоне сервис трансляции оперы домой по подписке использовал наушники. Вот как он описан в одном из номеров еженедельника The Electrical Engineer от 1888 года: «Ресивер сделан так, что руки полностью свободны. Он установлен на ремне, который идет через голову и благодаря этому подходит близко к уху (или к обоим ушам, если слушателю так больше нравится). Такая форма активно используется в Лиссабоне подписчиками, которые хотят слушать оперу, не выходя из дома». Обратите внимание, что тут меломанам уже предлагается стереозвук!Получается, первой была изобретена гарнитура, а вовсе не наушники для прослушивания музыки? Вполне возможно. Однако есть еще одно косвенное свидетельство существования наушников, которое относится к 1880 году. Речь идет об импресарио и меценате Эдварде Фрае (Edward P. Fry), который еще до появления специализированных сервисов прослушивания оперы установил телефонную связь с «Музыкальной академией» Нью-Йорка и слушал оперы, сидя у себя дома. Фрай, очень любивший оперу и посвятивший ей всю свою жизнь, на то время был уже шестидесятипятилетним инвалидом. О привычках Фрая известно, что он не просто слушал музыку, а и держал под рукой либретто, а также окружал себя фотографиями певцов, которые поглаживал, если ему нравилось исполнение, или переворачивал картинкой вниз, если был недоволен. Вряд ли инвалид мог часами держать телефонный приемник возле ушей, одновременно с этим читая текст оперы и перемещая фотографии. Поэтому, скорее всего, он использовал что-то похожее на первые наушники, и значит, они появились в 1880 году, а возможно, даже немного раньше. По самым скромным подсчетам, наушникам уже более ста тридцати лет. В течение всего этого времени они меняли свой облик и пробовали себя в разных профессиях. Они служили телефонистам, летчикам, посетили Луну, помогали слушать радио и, конечно же, получать удовольствие от прослушивания музыки. Отношение людей к наушникам тоже менялось.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.