REVERBERATOR (Ревербератор)

Создание глубины и качественного стерео поля в миксе — крайне деликатная и трудоёмкая задача. Чтобы создать у слушателя иллюзию пространства Dj используют огромное множество инструментов, техник и приёмов.Одним из  главных таких   инструментов является Ревербератор (англ. Reverberator) — устройство или программа, имитирующая эффект реверберации. Реверберация, созданная с помощью таких устройств, называется искусственной, она может выполнять две задачи:

-Создание естественного пространственного эффекта.
-Создание искусственных эффектов, которые не существуют в природе.

Реверберация — это отражение звука от различных предметов, которые его окружают (стены, пол, потолок, окна, книжные полки, деревья, дома и даже люди). Любой звук, который мы слышим в жизни, является не чистым сигналом, а содержит в себе ещё и свои отражения от всевозможных поверхностей.
В распоряжении Dj имеются — Hall, Room, Plate, Spring и многие другие виды ревербов. Именно поэтому микс, в котором полностью отсутствует реверберация, будет восприниматься слушателем, как «пустой», «безжизненный», в котором чего-то не хватает. В то же время, микс, в котором слишком много реверберации, будет звучать слишком грязно и мутно,как «каша».
Первые эффекты реверберации создавались при помощи реального физического помещения, так называемых эхо-камер. Это были самые первые из искусственных ревербераторов. Суть этого типа реверберации заключается в следующем: в некое помещение с разных его концов устанавливаются громкоговоритель и микрофоны.

реверберационная комната
реверберационная комната

На громкоговоритель подавался прямой сигнал, а с микрофонов снимался обработанный и подмешивался к прямому. Эта техника по-прежнему используется, но она требует специальной звукоизоляции комнаты и создаёт одну из главных проблем — это трудность изменения времени реверберации.
Зал (hall) — привычный для всех музыкантов зал для выступлений. Этот ревербератор часто используют на группах инструментов, чтобы субъективно объединить их, поместив в общее пространство, или даже на целом миксе, если стоит художественная задача сделать имитацию живого выступления (live). Так же, очень часто hall используют на вокальных треках.Один из самых популярных видов реверберации, который, имитирует отражения в больших помещениях hall.  Исторически hall-ревер отсылает нас к тем временам, когда люди использовали физическое окружение для создания звуковых эффектов. Концертные залы, храмы — при строительстве подобных объектов большое внимание уделялось акустическим качествам помещения. Если вы хоть раз слышали хоровое пение или органную музыку в правильном помещении, то вы понимаете, о чем идет речь. Длинные насыщенные хвосты, плавное затухание, прозрачность — такими словами можно описать «правильную» hall-реверберацию. Это такие отражения, которые воспринимаются как часть фактуры звука — то есть, слушатель отметит для себя: «здесь есть какой-то эффект и умеренно. Как правило,  hall-ревер не очень просто «уложить» в микс из-за его отчетливых хвостов.
Комната (room) — это наиболее привычное для человеческого уха помещение, то есть то, в котором среднестатистический человек проводит большую часть своего времени. Комнаты могут быть маленькими, средними и большими. В основном используются для того, чтобы придать звуку больше глубины и пространства.  Room-реверберация по принципу своего действия похожа на Hall: ее алгоритмы заточены под имитацию определенного пространства — абстрактной «комнаты». Но room-отражения более естественные: время затухания меньше, хвосты еле-заметные. Room-реверберация используется для создания легкого объема, который не воспринимался бы слушателем как особый спецэффект. Также при желании room-реверы можно настроить для получения качественного слэпбек-эхо. Для этого необходимо выставить достаточно долгий pre-delay и достаточно серьезное значение параметра mix (или любого другого, определяющего количество отражений в сигнале. С появлением цифровой обработки звука и других цифровых технологий стало возможным моделирование практически любой «эхо-камеры»; по этой причине реверберационные комнаты перестали использоваться. Однако, естественно звучащие пространства, такие как церкви, продолжают использоваться в классической и других формах акустической музыки.
Plate является одним из первых изобретенных искусственных ревербераторов. Оригинальные устройства представляли собой «шкафы» с металлическими пластинами. Листовой ревербератор (plate) имитирует резонансы металлических пластин.

пластинчатый ревербератор
пластинчатый ревербератор

Хорошо справляется с отдельными звуками, но при подаче сложного сигнала (нескольких различных треков одновременно) будут заметны большие искажения.Система пластинчатого ревербератора использует электромеханические преобразования. Для создания вибраций используется большая пластина из листового металла. Звукосниматель фиксирует колебания, которые появляются по всей пластине, а результат выводится в виде звукового сигнала. Ранние модели использовали один звукосниматель, получая моно сигнал на выходе, более поздние модели имеют два звукоснимателя для создания стерео сигнала. Время реверберации можно регулировать с помощью поглощающих мягких подушек, сделанных из акустических плиток. Чем ближе поглощающая подушка, тем короче время реверберации. Однако подушка никогда не касается пластины.Цифровые plate-плагины, соотвественно, имитируют работу подобных устройств. Plate-ревер довольно специфичен: если его слишком много, то звук начинает казаться «плоским» и двухмерным. Это вполне объяснимо: пластина не создает трехмерных разнообразных отражений, характерных для помещения. Но в небольших количествах это прекрасный способ придания живости и блеска инструменту без его отдаления и потери в миксе.
Пружинная реверберация хорошо знакома гитаристам, потому что по большей части она встраивается именно в гитарные усилители,они компактны и мало стоят. Dj любят пружину за ее винтажный характер и вкусное «бульканье». Технически Spring-реверб устроен примерно как и листовой — только вместо пластины здесь используются пружины.
Система пружинного ревербератора, также как и пластинчатого, использует электромеханические преобразования, но для создания вибраций используется пружина.

пружинный ревербератор
пружинный ревербератор

На одном конце пружины установлен преобразователь, а на другом — звукосниматель, аналогичный тому, который используются в пластинчатом ревербераторе. Преобразователь создаёт колебания пружины, а звукосниматель захватывает их.
Реверсивная реверберация создается путем проигрывания обработанно части сигнала задом-наперед. То есть, сначала мы слышим затухание реверберации, громкость которой постепенно возрастает — и в конце мы слышим оригинальную реверберационную атаку. Это очень специфический тип ревера, который не просто создает эффект пространства — лучше его использовать аккуратно и понемногу для достижения творческих целей. Им можно очень здорово размыть  любой инструмент или при желании добавить этакой «дьявольщины» в звук (особенно здорово это работает с вокалом). Кстати, реверсивная реверберация отнюдь не плод «современных технологий». Ее научились воспроизводить довольно давно, путем простого проигрывания обработанной части сигнала  в обратную сторону. Ленточный ревербератор, также очень часто называемый магнитным ревербератором (магнитофонный). Самый распространённый ревербератор в 70х-80х годах. Такие устройства по конструкции сильно напоминали обычный катушечный магнитофон, хотя и имели принципиальные отличия.

ленточный ревербератор
ленточный ревербератор

Подаваемый на вход ленточного ревербератора сигнал поступает на записывающую головку, с помощью которой записывается на «бесконечную» магнитную ленту (то есть ленту, замкнутую в кольцо). После этого сигнал считывается с ленты несколькими воспроизводящими головками, расположенными последовательно и рядом друг с другом. При этом количество головок в некоторых моделях могло доходить до нескольких десятков. Для того, чтобы реверберация носила затухающий характер, уровень считываемого с каждой последующей головки сигнала должен быть меньше предыдущего. Сигналы со всех головок воспроизведения смешиваются и поступают на выход устройства. Кроме того, эти же сигналы (уже значительно ослабленные) вновь подаются на записывающую головку вместе с основным сигналом. Для того, чтобы качество реверберации было более или менее приемлемым, устройство должно обеспечивать довольно высокую скорость движения ленты — 38 см/с — и небольшое расстояние между воспроизводящими головками. В противном случае будет наблюдаться эффект эха с отчетливо прослушиваемыми повторами, что к реверберации никакого отношения не имеет. Как правило ленточные ревербераторы могли работать в обоих режимах (реверберации и эха), так как механизм работы у этих эффектов один и тот же.
Цифровая обработка позволяет достигать удивительного качества отражений и имитации пространства. Цифровой ревербератор основан на многократных линиях задержки основного сигнала с внесением изменений в уровни и скорость повторов.

цифровой ревербератор
цифровой ревербератор

По-сути — преобразованный и специальным образом настроенный делэй (delay). Цифровые ревербераторы для создания эффекта реверберации используют различные математические алгоритмы. Вследствие того, что реверберация вызвана очень большим количеством эхо, простые алгоритмы ревербераторов используют несколько схем задержек и обратной связи для создания больших, распадающихся серий эхо. Более продвинутые цифровые ревербераторы могут имитировать различные временные и частотные отклики реальных комнат.
Свёрточный ревербератор — это цифровой процессор, моделирующий реверберацию физического или виртуального пространства на основе математической свёртки. В качестве свёртки используется предварительно записанный аудио сэмпл импульсного отклика моделируемого пространства.

сверточный ревербератор
сверточный ревербератор

Процесс свёртки умножает каждый сэмпл звука для обработки (отражений) с сэмплами импульсного файла.
В сравнении с другими видами ревербераторов импульсный считается наиболее качественным. Более того, импульсы часто снимаются с дорогих аналоговых ревербераторов, такой импульс способен очень точно моделировать этот ревербератор без необходимости его покупки. Основная цель импульсного ревербератора состоит в моделировании реального помещения, а именно точное повторение реверберации определённой комнаты или устройства. При создании свёртки помещения в нём устанавливается микрофон или несколько микрофонов (для стерео эффекта), затем производится очень короткий импульс звука (часто электрической искры), микрофон улавливает все эти звуки, как оригинальный, так и отклик комнаты на этот звук (то есть реверберацию). Затем запись импульса очищается и загружается в процессор свертки (в импульсный ревербератор).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.