Sequence (Секвенсор)

В современном музыкальном мире, основным инструментом композитора является секвенсор. Не важно, будет ли он встроенным в инструмент, являть собой компьютерную программу или отдельное устройство, работа с секвенсором отнимает львиную долю времени, затраченного на создание музыкального произведения.
Что же такое секвенсор в общем понимании? В самом названии читается следующая трактовка — это инструмент, управляющий записью и воспроизведением секвенций — отдельных повторяющихся мелодических или ритмических рисунков.
Википедия, например, дает секвенсору следующее определение: Секве́нсор, или секвенсер (от англ. sequence, последовательность) — аппаратное или программное устройство для записи в реальном времени и воспроизведения музыки, как совокупности нот и характеристик их исполнения, представляемых в различных формах, например CV-Gate или MIDI-сообщений. Секвенсором часто также называют крупные программные продукты, также называемые DAW (digital audio workstations), позволяющие работать с аудио и midi данными. То есть, когда речь идет о секвенсорной музыке, то подразумевается цепочка midi-событий,  передачи определенных команд.

Функции секвенсоров
Использование секвенсора существенно облегчает процесс записи музыкальных произведений. Например, запись одной или нескольких партий может производиться в замедленном темпе относительно заданного, самые быстрые музыкальные пассажи могут быть введены при помощи функции пошаговой записи. Операция квантования (от англ. quantize) позволяет выравнивать ритмические неравномерности исполнения, операция деквантования (dequantize, humanize), напротив, вносит легкие неравномерности в излишне «правильные», «машинные» партии (например, записанные пошагово). Таким образом, работа с секвенсором снижает требования к уровню исполнителя, что далеко не всегда положительно оценивается профессиональными музыкантами и композиторами. Секвенсор является основным инструментом Live PA-выступлений.

Аналоговые секвенсоры
Электронные устройства, предназначенные для управления аналоговыми синтезаторами. Были изобретены в первой половине XX века. Первые образцы использовали механизм с перфолентой. В 1960-х годах были созданы полностью электронные устройства.
В аналоговом секвенсоре высота ноты соответствует определенному уровню напряжения. Это напряжение подается на управляемый напряжением генератор синтезатора.

аналоговый секвенсор
аналоговый секвенсор

В аналоговых секвенсорах мелодия записывается шагами одинаковой длительности. Выбор нужной ноты чаще всего производится с помощью потенциометра. Потенциометры группируются в банки. Каждый банк содержит 8 или 16 потенциометров, что позволяет сохранить несколько тактов мелодии. Также для каждого шага можно выбрать, воспроизводить ли данный шаг или перейти к первому шагу. В зависимости от возможностей секвенсора, банки могут воспроизводиться одновременно, что дает возможность исполнять аккорды, по отдельности, либо последовательно, банк за банком, формируя более длинную мелодию.

аналоговый секвенсор
аналоговый секвенсор

Чтобы избежать монотонности непрерывно повторяемых фрагментов, некоторые музыканты, например Кристофер Франке из Tangerine Dream перенастраивали аналоговые секвенсоры во время исполнения, добавляя и убирая ноты.
Эти устройства генерировали ритмически повторяющиеся и зацикленные во времени цепочки электрических низковольтных сигналов, на которые реагировал синтезатор, подключенный к секвенсору. В зависимости от того, к какому именно модулю синтезатора был подключен секвенсор, модулировались различные параметры — воспроизводилась последовательность звуков, или же ритмично менялись характеристики каких-либо модулей, например, фильтра.
В определенный момент управляющие сигналы секвенсоров тех времен были унифицированы в общепринятый стандарт, называемый CV/Gate. CV-сигналы с помощью напряжения управляли градациями параметров — высотой нот, характеристиками параметров, в то время как Gate — сигналы имели только 2 градации напряжения – вкл./выкл., управляли стартом и окончанием нот в секвенции, включением/выключением отдельных модулей и др.

аналоговый секвенсор
аналоговый секвенсор

Однако разные производители синтезаторов случайно или намеренно вводили разные шаги в градациях параметров управляющих сигналов своих инструментов, поэтому многие из инструментов тех времен были несовместимы друг с другом.

Секвенсоры драм-машин и грувбоксов. Это приборы, оснащенные рядом кнопок, активирующих и деактивирующих события на определенном шаге временной шкалы. Этими событиями чаще всего являются сообщение о старте/окончании нот или барабанных семплов. Такие секвенсоры позволяют манипулировать секвенцией без остановки воспроизведения, сохраняя и перезаписывая MIDI-данные прямо на ходу, в том числе точно сохранять и даже квантизировать (подгонять по долям) данные, поступающие с подключенных устройств, например, с миди клавиатуры.

пэд-контроллер
пэд-контроллер

Секвенсоры продвинутых электронных инструментов чаще всего являют собой отдельный элемент программы со своим интерфейсом, визуальным представлением записанных данных на экране, возможностью их глубокого редактирования и ре-аранжировки, возможностью загрузки/сохранения отдельных миди файлов с любого источника, создания миди файлов на основе аудио и т.д.

Использование секвенсоров имеет неограниченные возможности — они могу воспроизводить мелодии, создавать пульсирующие живые тембральные рисунки. Функция полиритмии в некоторых секвенсорах позволяет одновременно воспроизводить несколько секвенций разной длины, что порождает длинные неповторяющиеся секвенции. С помощью секвенсоров можно воспроизводить и последовательности длинных заранее подготовленных семплов, накладывая их друг на друга, управлять аудиовходами, создавать на основе гармонических аккордов мелодические арпеджио, и многое другое.

В 1982 году, когда необходимость в унифицированном управляющем сигнале стала очевидной замечательным инженером Дейвом Смитом, руководителем фирмы Sequencional Circuits, производившей аналоговые синтезаторы, в тандеме с представителями крупнейших корпораций, изготавливающих электромузыкальные инструменты, таких как Roland и Yamaha, был презентован новый формат передачи управляющих данных между синтезаторами, названный MIDI — musical instrument digital interface. Новый формат отличала унифицированность всех основных параметров управления синтезаторами, универсальная совместимость всех оснащенных портом MIDI устройств, простота коммутации и надежность.

Так появились MIDI-секвенсоры — модули, отправляющие управляющие сигналы в виде MIDI-сообщений, таких как старт и окончание ноты, высота звука, параметры громкости, частоты среза фильтра и др.

Аппаратные секвенсоры
Простые аппаратные MIDI-секвенсоры, называемые также MIDI-файлерами, могут только записывать и воспроизводить MIDI-потоки. Более сложные секвенсоры позволяют производить запись с последовательным наложением нескольких партий, а также редактировать уже записанные партии, изменяя их высоту звучания, громкость, тембр, темп, музыкальный размер и другие характеристики. Таким образом, совместно с синтезатором, секвенсор является мощным средством, позволяющим единственному исполнителю записать полноценное музыкальное произведение, внести необходимые поправки, а затем перенести готовый продукт на звуковой носитель для воспроизведения, тиражирования, разучивания оркестрантами. Аппаратный секвенсор является обязательным компонентом музыкальной рабочей станции.

Arturia Beatstep - портативный пэд/контроллер, который представляет новую степень функциональности и производительности. Контроллер также является 16-шаговым аналоговым секвенсором для создания всех видов музыкальных фраз, которые связываются с аналоговыми синтезаторами, MIDI драм-машинами, клавишными MIDI устройствами или компьютерными программами.
Arturia Beatstep — портативный пэд/контроллер, который представляет новую степень функциональности и производительности. Контроллер также является 16-шаговым аналоговым секвенсором для создания всех видов музыкальных фраз, которые связываются с аналоговыми синтезаторами, MIDI драм-машинами, клавишными MIDI устройствами или компьютерными программами.

MIDI-файлы можно было сохранять и загружать на любые носители, данные хранились в виде универсального файла, понимаемого и компьютерами и музыкальными инструментами. Простые MIDI-секвенсеры, называемые также MIDI-файлерами, могут только записывать и воспроизводить MIDI-потоки. Более сложные секвенсеры позволяют производить запись с последовательным наложением нескольких партий, а также редактировать уже записанные партии, изменяя их высоту звучания, громкость, тембр, темп, музыкальный размер и другие характеристики. Таким образом, совместно с синтезатором, секвенсер представляет собой мощное средство, позволяющее единственному исполнителю записать полноценное многопартийное музыкальное произведение, внести необходимые поправки, а затем перенести готовый продукт на звуковой носитель (компакт-диск, аудиокассету и т.д.) для публичного воспроизведения, тиражирования, разучивания оркестрантами и т.д.  Аппаратные секвенсоры (синтезаторы) активно использовались в 90-х, начале 2000-х годов, поскольку компьютеры ещё стоили дорого и музыканты больше пользовались синтезаторными секвенсорами для создания музыки. Секвенсор по праву считается основным композиторским инструментом. Он может быть встроенным в инструмент, может представлять собой отдельное устройство или компьютерную программу. Независимо от варианта исполнения работа с секвенсором занимает большую часть времени создания музыкального произведения. Оттого, насколько конкретный секвенсор удобен конкретному человеку, во многом зависит трудоспособность последнего. Некоторые музыканты считают его существом почти одушевленным. Часто можно слышать леденящие душу истории о том, что поменял-де человек секвенсор, вроде приспособился к нему, возможностей больше чем у того, с которым работал ранее, да и более свежий — все хорошо, да вот только не работается как следует: мертвый он какой-то, холодный. Долго мучился, плюнул, вернулся к старому — все сразу на свои места встало. Поэтому к выбору секвенсора и построению отношений с ним нужно подходить с должным вниманием.

Программные секвенсоры
С 1990-х годов получили распространение программные секвенсоры — программы для персональных компьютеров (проприетарные — FL Studio, REAPER, Ableton Live,Steinberg Cubase, Cakewalk Sonar, Apple Logic Pro, PreSonus Studio One и свободные — Ardour, LMMS, Qtractor, Rosegarden), выполняющие секвенсорные функции. Зачастую, помимо разнообразных средств записи и редактирования MIDI-данных, они содержат дополнительные возможности, например автоматический вывод на печать нот созданного произведения, многоканальную аудиозапись, поддержку виртуальных синтезаторов, семплеров и процессоров обработки.

Cool Edit Pro/Adobe audition — Cool Edit теперь стал называться Adobe audition, но по сути он так и остался аудио редактором в котором можно записывать и сводить инструменты. В нем нет возможности добавлять vst инструменты, то есть работа с midi отсутствует. В нем можно писать музыку, например Apollo Brown делает в нем минуса, но здесь только работа с аудио фрагментами.

Adobe audition
Adobe audition

Finale, Sibelius — это нотные редакторы которые служат для набора партитур оркестров. Отношения к DAW они не имеют.

Sibelius
Sibelius

FL studio — основным преимуществами секвенсора является простота, удобный браузер, работа с патернами. Очень популярный среди битмейкеров DAW, так же многие известные продюсеры пишут в нем музыку, например Avicii.

FL studio
FL studio

Cubase — довольно стационарный секвенсор, который используют часто на студиях. Серьёзный DAW, он добавляет немного аналоговости и железа в звук, поэтому FM8 звучал в нем сладко. Считается что рабочий процесс неудобный, нет патернов, media браузер открывается отдельно. Time stretch, pitch, автоматизация и т.д., занимают много времени.

Cubase
Cubase

Reaper —  легок и прост. Большим плюсом является настройка конфигурации под себя, можно изменять расположение окон, кнопок, микшера, браузера.

Reaper
Reaper

Ableton live —  звук специфический, клубный, кислотный, многие используют его как для Live выступлений, так и для написания минусов.

Ableton live
Ableton live

Pro tools — основным плюсом является стабильность работы, по удобству похож на Cubase.

Pro tools
Pro tools

PreSonus Studio One.

PreSonus Studio One
PreSonus Studio One

Принцип работы такой: человек нажимает на клавишу, программный модуль воспроизводит звук, согласно командам и настройкам, секвенсор записывает это событие в виде midi-сообщений на созданную дорожку или трек.
Точно также работает и программный секвенсор, если упрощенно объяснить саму суть работу. Создается трек, к треку подключается инструмент (звуковой модуль), записывается дорожка и затем партию трека можно редактировать.
Все необходимые элементы секвенсора — midi-клавиатура, модуль, трек, интерфейс midi-сообщений — все это здесь присутствует и объединено в одну программную среду.
В современных инструментах секвенсор как правило представляет собой гибкий инструмент, позволяющий создавать и редактировать нотную информацию в виде MIDI сообщений, управлять темпом воспроизведения, а также создавать и редактировать секвенции на основе любых других MIDI-данных. Самая главная особенность современных секвенсоров, без которой вряд ли было бы возможным существование большинства современных электронных треков, заключена в возможности синхронной работы нескольких секвенсоров, соединенных MIDI-протоколом. Один их секвенсоров в такой связке выступает в роли мастер-секвенсора, все остальные секвенсоры соответственно подчиняются его данным об изменениях темпа, командам старт/стоп и т.д.

В продвинутых современных секвенсорах могут иметься и дополнительные возможности — такие, как:

Миди-дилей — создающий миди-сообщения, воспроизводящиеся с задержкой, подобно эффекту аудиодилэя. Отражения миди-данных, например, высота звуков, их громкость или продолжительность, могут быть видоизменены.
Рандомайзер — вносящий в MIDI-секвенции элемент случайности, гармонайзер — повторяющий все нотные сообщения на указанный интервал,
Квантизация — подгоняющая записанные данные по сильным и слабым долям темпа.

Также часто в современных секвенсорах одна секвенция может управляться другой.
Сегодня трудно найти студию в которой не было бы компьютера. И практически невозможно найти студийный компьютер в котором не было бы секвенсорной программы. Более того, как правило компьютер в студии работает именно в качестве секвенсора. Оно и понятно. Секвенсор на базе компьютера превосходит своих аппаратных и встроенных в инструменты родственников практически по всем показателям. И при наличии в студии компьютера с соответствующим программным обеспечением, надобность во всех остальных секвенсорных устройствах отпадает полностью.
Поскольку секвенсор выполняет те же функции, что и многодорожечный магнитофон (только записывает он не звук, а MIDI данные), большинство изготовителей секвенсоров стараются делать интерфейсы своих программ похожими на управление обычным многоканальником. Поэтому в любом секвенсоре вы найдете треки, каналы и кнопки Старт, Стоп, Запись, Перемотка Вперед, Перемотка Назад.
Основным способом записи информации в секвенсор является наигрывание партий или их частей с MIDI клавиатуры или с любого инструмента, имеющего MIDI выход. Это могут быть электронные ударные, гитара или любой другой инструмент, снабженный MIDI интерфейсом. Поскольку в век MIDI трудно найти инструмент к которому этот интерфейс еще не приспособлен, работать с секвенсором может представитель практически любой музыкальной специальности.

Окно Аранжировки
Чаще всего запись производится в основном экранном окне секвенсора, обычно называемом Окном Аранжировки. Оно состоит их двух частей: слева названия дорожек и их параметры (например, номер MIDI канала), справа — записанная на каждой дорожке MIDI информация (в виде прямоугольников), а также локатор позиции песни, вертикальная линия, показывающая, в каком месте  записи находится музыкант в данный момент. Перед началом необходимо выбрать дорожку, на которую будет происходить запись (выбранные дорожки инвертируются, то есть изображаются белым по черному), установить желаемый MIDI канал и выход. Запись начнется с того места, на котором находится локатор позиции.Нужно чтобы во время записи работал метроном (пользоваться им нужно всегда), следующим шагом будет задание ритмического размера произведения, в соответствии с которым метроном и будет щелкать. Можно заставить метроном звучать не только традиционным кликом через динамик компьютера, но и любым звуком из тех, что имеются в  распоряжении по MIDI, причем первую долю может выделять какой-нибудь другой инструмент.Теперь все готово к записи. Жмем кнопку RECORD и, услышав метроном, играем. По окончании записи жмем кнопку STOP. В окне напротив выбранной  дорожки появилась полоса — это и есть музыкальное творение. Вернувшись к ее началу и, щелкнув мышью по кнопке PLAY, можно прослушать то, что натворили. Далее с полученным музыкальным фрагментом в окне Аранжировки можно производить следующие манипуляции: копировать, разрезать на кусочки, склеивать в любой последовательности с другими фрагментами и, конечно, его можно просто удалить. Кроме того, в окне Аранжировки можно делать следующее: создавать дорожки, называть их, переименовывать, передвигать, удалять, копировать, глушить (прекращать воспроизведение), солировать (заглушать все дорожки, кроме выбранной), транспонировать.

Циклическая запись
Кроме работы в обычном (линейном) режиме большинство секвенсоров могут записывать и воспроизводить информацию в циклическом режиме. Определив точки, между которыми, должен крутиться музыкальный фрагмент (обычно эти точки называют локаторами начала и конца фрагмента), включаем запись и нажимаемна клавиши. Если  установить длину фрагмента в один такт, то секвенсор начнет запись, дойдя до конца такта вернется в начало и воспроизводя то, что  наиграли, продолжит запись и будет это делать до тех пор, пока  его не остановят. Многие таким образом предпочитают записывать партии ударных.

Квантайз
Одной из самых главных возможностей секвенсора является возможность осуществления Квантайза. Квантайзом называют перемещение нот к ближайшим ритмическим долям, и процесс этот может быть весьма не прост. Квантайз устанавливается в тех же единицах, что и длина нот (целая нота, половинка, четверть, восьмая, шестнадцатая и т. д., плюс их триольные разновидности). Записав с клавиатуры какой-нибудь фрагмент, можно ритмически «причесать» его, причем выбор у  широчайший, так как существуют следующие типы квантайза:

Общий Квантайз — сдвигает все ноты в долю, сохраняя неизменной длину нот (если  квантизировать фрагмент шестнадцатыми, секвенсор послушно вобьет его в шестнадцатую сетку, передвинув ноты к ближайшим шестнадцатым долям). Все началось с Общего Квантайза — он был придуман первым, получил широкое распространение и был справедливо обвинен в придании музыке механистичности. Пришлось производителям секвенсоров создавать другие, более сложные типы квантайза, позволяющие с большим или меньшим успехом бороться с этим недостатком.

Квантайз Начала Ноты — сдвигает только начало нот, при этом длина нот изменяется.

Процентный Квантайз (его еще называют свинговый) — сдвигает ноту к доле на определенный процент от исходного расстояния ноты от доли.

Аналитический Квантайз — особый тип квантайза, при котором программа анализирует  манеру игры и исправляет то, что считает ритмическими недочетами. Результат такого квантизирования не всегда предсказуем.

Квантайз Соответствия — квантизирует по принципу «все как у соседей», например, партию баса может привести к ритмическому соотвествию с партией барабанов.
Но и это еще не все! Самое интересное в квантайзе то, что он может быть выполнен по шаблону.

Грув-Квантайз
В английском языке есть слово «Groove», которое, кроме всех остальных значений, имеет еще и такое значение, как шаблон или колея. Поэтому способ квантайза по ритмическому шаблону называется Грув-Квантайз. В большинстве секвенсоров существует набор наиболее часто используемых грувов. Кроме того, в продаже есть специальные сборники грувов, в которые могут входить шаблоны с записей известных музыкантов. Применение Грув-Квантайза может радикально изменить характер фрагмента, поэтому экспериментирование с этим видом квантайза является одним и наиболее увлекательных видов забав с секвенсором. В некоторых секвенсорах предусмотрена отмена квантайза и возвращение фрагмента в изначальное ритмическое состояние, а в некоторых этой функции нет, что является с точки зрения большинства музыкантов существенным недостатком таких секвенсоров.

Редакторы
Маловероятно, что записанная партия сразу понравится, а секвенсор, в отличие от обычного магнитофона, хорош именно тем, что позволяет возможность редактирования абсолютно всех MIDI событий, т. е. всего, что в состоянии записать. Для этого секвенсоры имеют, как правило, несколько редакторов, в каждом из которых записанное  представляется в разных видах, удобных для редактирования тех или иных MIDI событий. Выбор того или иного редактора зависит как от типа событий, которые намечено редактировать, так и от персональных предпочтений.
Помимо изменения существующих событий, в редакторах можно также осуществлять и ввод новой информации, причем не только с клавиатуры, но и при помощи мыши. Еще редакторы удобны для ввода в режиме пошаговой записи, о котором надо сказать несколько слов. В этом режиме, когда  жмется  клавиша клавиатуры (или берется аккорд), секвенсор записывает результат, затем  перемещается вперед к следующей доле. Использование режима пошаговой записи может значительно упростить построение сложных инструментальных партий.

Редактор MIDI Событий
В нем эти самые события, все до единого, предстают в виде длиннющей таблицы или списка. Этим редактором пользуются в основном продвинутые пользователи, а большинство же предпочитает пользоваться другими редакторами.

Партитурный Редактор
Этот редактор по определению предназначен в основном для тех, кто по положению на нотном стане может назвать ноту, не водя пальцем по строчкам и бормоча: «Так, если До у нас здесь, то это…». Правда, нотный редактор представляет определенный интерес и для так называемых интуитивных музыкантов, которые, чего-нибудь наиграв, иногда смотрят на это в партитурном редакторе, качают головой и таинственно улыбаются. Находясь в партитурном редакторе, играя на клавиатуре, можно увидить, как на нотном стане появляются ноты. Кроме того, ноты на нотный стан можно ставить мышью. При любом способе введения информации программа следит за тем, чтобы на любом этапе работы творимое  произведение было ритмически безупречно и сама расставляет необходимые паузы. Уже поставленную ноту, если она по какой-либо причине  не устраивает, можно мышью перетащить в любую другую точку нотного стана.
Если кто-то считает себя классическим музыкантом со стажем, и желает вводить данные в секвенсор в той форме, в которой это было принято в годы его юности, и хочет чтобы все  закорючки, наставленные в творческом порыве, отражались при проигрывании, то существуют специальные программы, которые с некоторой натяжкой можно тоже назвать секвенсорными — созданы они для профессионального нотопечатания, но проигрывать то, что  насоздовал этот музыкант, тоже проигрывают. Это такие программы, как Passport Encore, Coda Finale и т. д. Ну и, конечно, многие секвенсоры позволяют распечатывать партитуры, чтобы затем раздать музыкантам, хотя бы в качестве сувениров. Для тех, кто не знает ноты нужен Клавишный Редактор.

Клавишный Редактор
Клавишный редактор — основа секвенсора. В одном из самых популярных программных секвенсоров Cubase GS, производства компании Steinberg, нотного редактора нет вообще, и, тем не менее, им пользуется не поддающееся подсчету количество музыкантов, в том числе и знающих нотную грамоту. В классическом клавишном редакторе каждая нота изображается в виде полоски, длина которой соответствует длительности ноты, а расположение полосок напротив той или иной клавиши обычной клавиатуры, стоящей вертикально в левой части окна, говорит о высоте ноты и принадлежности ее к определенной октаве. Исключительно наглядно. Называют редактор «клавишным» (Key или Piano Roll) именно из-за клавиатуры, которая сразу обращает на себя внимание. В Клавишном редакторе можно мышью рисовать полоски — ноты, изменять их длину, перетаскивать вверх-вниз (изменяя высоту) и вперед-назад (изменяя положение во времени), удалять, копировать и перемещать как отдельные ноты, так и целые фрагменты произведения.

Графический Редактор
Существует специальный тип редактора для таких MIDI событий, как громкость или изменение высоты тона, которое производится так называемым питч-бендером (pitch bender) — колесом, находящемся в левой части клавиатуры. Все то, что  им накрутили, можно в графическом виде посмотреть и отредактировать, а то и просто нарисовать от руки. В подобном редакторе события показаны в виде вертикальных столбиков, высоту столбиков можно менять с помощью мыши.

Барабанный Редактор
Этот редактор напоминает клавишный редактор, в котором вместо клавиатуры имеется список ударных инструментов, а партия каждого инструмента представляется в виде последовательности ромбиков в уже знакомой  ритмической сетке. В принципе, работать с ударными можно и в партитурном редакторе и в клавишном, но в барабанном редакторе это делать значительно удобнее. Можно отдельно квантизировать партию каждого инструмента, изменять его MIDI канал, назначать на разные выходы, да и сама партия получается более компактной и наглядной.

MIDI Микшер
Этот редактор очень похож на обычный микшерский пульт, в котором удобно осуществлять окончательное «сведение» произведения — на каждый канал  можно назначить MIDI инструмент и регулировать его громкость, панораму, включать заглушение или солирование.

Последнее время компании-производители начали вводить в новые версии своих секвенсоров возможность записи не только MIDI данных, но и обычных аудио дорожек. Теперь в секвенсор можно записывать и вокал и живые инструменты. Подобные программы, в отличие от традиционных секвенсоров, весьма требовательны к аппаратной части компьютера и пока весьма дороги, недорогие же версии, имеют, как правило, либо аудио, либо MIDI часть в сильно урезанном виде. Но вообще тенденция создания комбинированных секвенсоров является прогрессивной и многообещающей.

1 thought on “Sequence (Секвенсор)

  1. вполне запоминающиеся отзыв ото релакса, это наверняка поездка с любимым персоной или семьей определенно на богатой судне по раздолье различных водах, путешествие которую без проблем и просто реально устроить в вашей жизни из пособием услуг презентованной организации. Наша компания выделяет всяческие требуемые https://european-yachts.com/ услуги касательно аренды яхт именно на Эгейском, Средиземном, Балтийском, Карибском, Ионическом и иных морях. Именно на сайте пользователь сможете сделать специально для себя тур только за выгодным платежами также обширным утверждениями: утвердить аренду на пару дней, 7 дней, 30 дней, подобрать интересный маршрут, сформировать профессиональную команду совместно из ротмистром, протокол различных незаменимых бумаг, помощь у выборе яхты, технический диагностика на исправность . контора именно по хайрингу судна предлагает заказчикам комфортные двигательные и парусные корабли любых объемов также разряда цены в Соединеных Штатах , Канаде, Таиланде, Турции, Карибах, Франции, Польше, Греции и других местах. На официальном сайте фирмы аренда катамарана на карибах https://european-yachts.com/rent-yacht-caribbean>сайт клиент имеет возможность получить различные надобные сведения для соединения, увидеть фотографии, парк катеров также прочесть рецензию от заказчиков. С желанием приветствуем от Вас звонки также запись.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.