Sampler (Cемплер)

Семплинг как музыкальный прием берет свое начало в 40-х годах 20 века с зарождения особого вида академической электроники – конкретной музыки (от французского термина — musique concrète). Используя магнитную ленту, Пьер Шаффер и его последователи экспериментировали со звуками: смешивая, ускоряя и проигрывая их в обратной последовательности. Приемы конкретной музыки раздвигали границы того, что люди привыкли считать «настоящей музыкой». Тогда еще в диковинку было использовать привычные для всех звуки совершенно неожиданным образом, но впоследствии именно эти опыты привели к появлению первых семплеров.
За последние 35 лет семплеры напрямую повлияли на формирование современной музыки: от андеграунда до мейнстрима. Постепенно дорогостоящая технология становилась все более доступной, и в восьмидесятые несколько мечтателей нашли способ разрушить представления о предназначении музыкальных инструментов, постепенно придя к тому, что сегодня принято называть «электронной музыкой». Именно их изобретения в дальнейшем будут диктовать звучание EDM.
Сэмплер – это великолепный инструмент для работы с короткими звуками (one shots), такими как: бочка (kick), рабочий барабан (snare), хлопок (clap), хэт (hats), шейкер (shaikers) и прочая перкуссия (percussions), он должен с одинаковым уровнем качества воспроизводить бас, фортепиано, струнные и оркестровые звуки, синтетические лиды и пэды, другие спецэффекты. Семплер, это прибор, ориентированный в большей степени на студийную работу, а также на работу над аранжировками. Поэтому качество звука имеет самое важное значение. Помимо этого, надо помнить, что в ходе работы Dj визуально взаимодействуем с прибором, поэтому он должен обладать информативным дисплеем.

Аkai-s3000xl sempler
Аkai-s3000xl sempler

Это инструмент Dj, без которого трудно себе представить процесс создания трека. Семплер является опцией или основой электронных музыкальных инструментов. Семплер (англ. sampler) — электронный музыкальный инструмент, позволяющий записывать, редактировать и воспроизводить звуки. Отличие от других электромузыкальных инструментов (ЭМИ), например синтезаторов в том, что вместо осцилляторов (генераторов волн) используется записанный в память семпл (оцифрованный звук), который раскладывается по MIDI-клавиатуре, меняя высоту тона по заданным условиям. В настоящее время существует множество таких устройств и их виртуальных аналогов. Выход общедоступных цифровых семплеров стимулировал появление новых музыкальных направлений. Сэмплеры имеют достаточно существенный набор функций для редактирования аудиоматериала.

AKAI sempler
AKAI sempler
AkaI DJ Sampler
AkaI DJ Sampler

Среди них:

— возможность изменения тональности;

— работа с огибающей;

— добавление различных эффектов;

— использование многослойности и многое другое.

Семплеры возникли в результате закономерных попыток достичь максимальной реалистичной имитации с помощью синтезаторов звучания реальных акустических инструментов. Определенные методы синтеза не позволяли  приблизиться к реалистичности звучания, а попытка прошивать в ПЗУ синтезатора отдельные семплы, приводила к  неестественности  звучания, которой всегда отличались дешевые синтезаторы. В отличие от обычного синтезатора, семплер воспроизводит те же звуки акустических инструментов, но хранит их в ROM-памяти, что позволяет значительно увеличить размеры каждого семпла — за счет этого и достигается реализм.
Семплер – это инструмент, который воспроизводит звуки не из внутренней памяти, как это делают ромплеры (ROM Player – воспроизводящий из постоянной памяти), а со сменных носителей – дискет, компакт-дисков, жестких дисков, – загружая их в свою оперативную память. Съемные носители при этом организованы специальным образом, их обычно называют библиотеками.

Семплер
Семплер
Ромплер
Ромплер

Библиотеки содержат в себе различную информацию. В первую очередь, на них записаны непосредственно семплы – кусочки звуков разных инструментов в определенном формате. Семплы собраны в банки, и внутри банка каждому звуку присвоен диапазон воспроизведения, уровень динамики и ряд других параметров.

Разрядность

Разрядность – это число бит, которым описывается уровень одного отсчета оцифрованного звука, и он имеет большое значение, так как определяет динамический диапозон. Стандарт CD (16 бит) распространен практически повсеместно, но постепенно начинает устаревать, уступая место DVD (24 бит), хотя, по всей видимости, этот процесс будет длиться еще некоторые время. Опять же, чем больше разрядность, тем лучше качество и детализация звучания. Первые сэмплеры работали с разрядностью 8 бит, потом она увеличилась до 12, позже перешла на 16 бит и теперь движется в сторону 24 бит. В настоящее время сэмплеры имеют разрядность 16 бит.

Студийный семплер
Студийный семплер

Полифония и мультитембральность
В принципе аранжировку абстрактной композиции можно создать, пользуясь одним только сэмплером, так как он может звучать любым тембром, были бы необходимые библиотеки. Поэтому многие музыканты, от композиторов-одиночек до продюсеров саундтреков, работают исключительно с сэмплерами, не применяя синтезаторов, ни реальных инструментов. Полифония определяет количество одновременно звучащих голосов (или нот), тогда как мультитембральность представляет собой максимальное количество одновременно используемых тембров (звуков). Лучшие образцы современных сэмплеров обеспечивают 128-голосную полифонию и 32-частную мультитембральность. Некоторые относительно недорогие модели фирм Akai и E-mu позволяют расширять данные возможности путем установки дополнительных плат.

Аудио
Количество аудиовыходов сэмплера также может иметь решающее значение при покупке. Дополнительные выходы (если они есть) могут использоваться для подключения устройств обработки, если сам сэмплер не имеет встроенных эффектов. Некоторые модели предусматривают возможность установки дополнительных аудиовыходов. Практически все современные сэмплеры оснащаются цифровым входом и выходом, что позволяет коммутировать его с любым цифровым устройством – микшером, записывающим устройством или звуковой платой компьютера.

Эффекты
Чем больше у сэмплера возможностей цифровой обработки сигнала, те шире спектр возможных манипуляций. Если он оборудован процессором базовых эффектов — ревербератор, дисторшн, дилэй, хорус и т.п. — то отдельный процессор может вам просто не понадобиться. Многие модели оснащаются весьма хорошими и качественными процессорами эффектов, потому, в принципе, можно сделать аранжировку целиком на сэмплере без участия дополнительных устройств обработки. Некоторые модели в базовой комплектации не имеют платы эффектов, однако предусматривают возможность ее

 DJ семплер
DJ семплер

дополнительной установки. Другая важная функция, за которую отвечает процессор эффектов, — редактирование времени звучания сэмплов, что очень важно при работе с ритмическими рисунками и закольцованными фрагментами.

Другие возможности
Функция Record Direct-To-Disk позволяет сбрасывать готовую композицию в сэмплер и работать с ней, как с сэмплером. В этой ситуации сэмплер работает в качестве стереофонического рекордера на жестком диске. Многие сэмплеры также оборудуются секвенсерами, от самых простых до вполне профессиональных, в которых можно собрать композицию целиком. Например, вы делаете MIDI-аранжировку на компьютере, а затем открываете ее в сэмплере, подставляя нужные звуки. Таким образом можно использовать ее на концерте в качестве секвенсора, совмещенного со звуковым модулем.

Студийный семплер
Студийный семплер

Возможность пересэмплирования звука с включенной обработкой и сохранение полученного результат в качестве отдельного самостоятельного сэмпла позволяет высвободить процессор эффектов прибора для других звуков. Единственно, что стоит делать только в том случае, если вы уверены, что данному звуку понадобиться именно этот эффект. Конечно, всегда можно все переделать, однако это займет дополнительное время, которого всегда мало. Большой и легко читаемый дисплей всегда имеет преимущество, так как обеспечивает большое удобство при работе непосредственно с сэмплером, без помощи компьютера. Некоторые устройства имеют двустрочные дисплеи, с которыми невозможно работать, так как, пройдя через десяток промежуточных страничек и меню, нередко забываешь, что хотелось сделать в начале.

Программные сэмплеры
Владельцы мощных компьютеров могут работать с программными сэмплерами. На данный момент можно выделить такие программы как: Unity DS-1 (BitHeadz Software) и Gigasampler (Nemesys), Native Instrument Kontakt и Intakt, Tascam Gigastudio, Logic EXS24 и Propellerhead Recycle. Все эти программы имеют свои преимущества и недостатки. Многие рабочие станции для работы с цифровым звуком (DAW, Digital Audio Workstations) имеют встроенный сэмплер. И в большинстве случаев его будет вполне достаточно. Скажем, у Ableton Live есть «Simpler», у Logic — «EXS-24», а у Reason — «NN-XT» и «NN-19».

Программный семплер
Программный семплер

Unity DS-1 работает на платформах PC и Mac и для хранения сэмплов используют оперативную память компьютера. Gigasampler для хранения сэмплов использует жесткий диск компьютера, поэтому объем сэмплерной памяти ограничевается объемом жесткого диска. Он обладает 64-голосной полифонией и 16-частной мультитембральностью. В комплект поставки входит утилита для чтения библиотек Akai, а также Gigasampler поддерживает протоколы обмена SDS и SMDI. В принципе, эта программа может работать на компьютере совместно с секвенсором, но только если у вашей звуковой карты несколько выходов, так как Gigasampler для воспроизведения своих звучаний использует одну стереопару целиком. Стоимость профессиональной библиотеки семплов составляет около 1000 долларов, сам семплер стоит не более 500 долларов.

Программный семплер
Программный семплер

Конечно, аппаратные сэмплеры нельзя считать устаревшими. Значимым их преимуществом является то, что вы никогда не получите вирус или сбой системы. Хотя есть музыканты, играющие вживую с программными сэмплерами, аппаратные решения дают душевное спокойствие, которые не может обеспечить ни один компьютер.

Семплер
Семплер

Кроме надёжности и стильного вида, каждый аппаратный сэмплер даёт опредёлённое звучание и ощущение, к которому программные сэмплеры могут лишь приблизиться. В качестве классического аппаратного сэмплера можно привести EMU SP-1200. Этот 12-битный сэмплер барабанов имеет лишь 10-секундные сэмплы, но тёплый и качественный звук приятно греет душу большинству музыкантов. Ещё один прекрасный сэмплер — AKAI MPC 2000. Он оснащён клавишами, чувствительными к силе и скорости нажатия, которые можно использовать в качестве музыкального инструмента.
Хотя на рынке можно найти действительно любопытные аппаратные сэмплеры, большинство из них громоздки, не позволяют отменять изменения, да и выполнять редактирование на маленьком ЖК-экране не слишком удобно — если этот экран вообще есть.

Диапазон(keyboard layout) показывает интервал, в пределах которого инструмент будет воспроизводить звуки с помощью одного семпла. Например, семпл Х, воспроизводящий «соль» первой октавы (корневой тон), охватывает диапазон от «до» первой октавы до «до» второй. Тогда семплер автоматически повышает и понижает «соль» до нужных Dj нот в пределах заданного диапазона. То есть воспроизводит один и тот же файл с разными настройками высоты (pitch). Чем качественнее семплер, тем менее заметны различия между корневым тоном и нотами с измененной высотой. Тем не менее, при использовании диапазона более октавы идеального сглаживания добиться практически невозможно. Чем меньший диапазон отводится каждому семплу, тем достовернее имитация семплером оригинала, но при этом в банке содержится большее количество семплов, а значит увеличивается его объем в мегабайтах. В самых «тяжелых» банках диапазон ограничен всего одной нотой, то есть при создании библиотеки семплируется каждая нота.

Семплер
Семплер

Динамика (velocity) показывает, при какой силе нажатия будет воспроизводиться данный семпл. Во многих случаях банки содержат в себе по нескольку семплов на один корневой тон, и каждый из этих семплов воспроизводится при своем диапазоне силы нажатия (динамическая зона, velocity zone). Например, первый слой (самый тихий) воспроизводится при значении велосити от 0 до 70, второй слой – от 71 до 100, третий – от 101 до 127.
Для чего это сделано? Дело в том, что при более сильной атаке настоящие инструменты издают не просто более громкий звук, но и более яркий, насыщенный обертонами. Попробуйте сыграть очень тихий и очень громкий звуки на гитаре или фортепиано, запишите их, а потом поднимите громкость тихого до уровня громкого. Вы услышите,что при равной громкости они имеют разную окраску – тихий звук останется гулким и сдержанным, а громкий будет звонче. С помощью слоев велосити семплеры имитируют эту особенность реальных инструментов.

Семплер
Семплер

Чем больше слоев в банке – тем точнее и аккуратнее будет имитация при динамических переходах. Однако, количество слоев также увеличивает объем банка. А очень точно засемплировать слишком большое число слоев – сложно технологически, а иногда и вообще невозможно или бессмысленно. Кроме того, большое число динамических зон требует больших вычислительных возможностей процессора, направляемых на обработку данных в реальном времени. Поэтому оптимальное количество динамических зон – от 2 до 4. В принципе, этого вполне достаточно.

Оперативная память
Для загрузки банка определенного объема Dj потребуется соответствующее количество памяти. В большинстве случаев ее можно расширить и потом, используя стандартные планки памяти, которые были в ходу на момент их производства. Но некоторые семплеры (например, Akai S1000 или S1100) расширить довольно проблематично, потому что они используют специальные, нестандартные планки. В идеале иметь семплер с полностью расширенной оперативкой. При выключении питания сэмплера его RAM освобождается, поэтому неплохо иметь какой нибудь накопитель для хранения и оперативной загрузке сэмплов. Некоторые модели сэмплеров оборудуются флэш-картами, которые сохраняют записанную на них информацию и после выключения питания, однако они редко входят в стандартную комплектацию и стоят дороже, чем обычные модули памяти. Обычно флэш-карты используются для хранения наиболее часто используемых звуков, то есть в качестве своеобразного звукового модуля.

Семплер
Семплер

В целом, семплер – это своего рода синтезатор, только без заранее загруженных звуков. Поэтому он, как правило, имеет всю характерную синтезаторам структуру – фильтры, огибающие, модуляцию, иногда процессор эффектов, и так далее. И, помимо самих семплов и информации о динамических слоях и диапазоне, библиотеки содержат настройки всех необходимых параметров синтеза. Так что, загружая банк в семплер, Dj получаете готовый пресет, а иногда целый набор пресетов, и может их использовать точно так же, как если бы работал с обычным синтезатором или ромплером.
Семплерные библиотеки создаются производителем семплеров специально для воспроизведения в своих инструментах, поэтому они существуют в различных форматах. Часто, правда, сами семплеры имеют возможность воспроизводить библиотеки других форматов. Самые распространенные форматы библиотек – Akai,E-mu,Roland,Kurzweil, но есть и другие. Кроме того, существуют компьютерные программы, способные конвертировать один формат семплов в другой – на случай, если имеющийся  семплер не поддерживает чтение формата нужной  библиотеки.

Семплер
Семплер

Любой ромплер имеет конечное число волновых форм (тех же семплов) в постоянной памяти. Даже при условии, что его можно расширить платами расширения, или специальными картами, или чипами – все равно и в какой-то ситуации определенного нужного тембра может не оказаться.
В отличие от ромплеров, семплеры могут загружать в себя практически бесконечное количество разных звуков. Все, что  требуется – это  диски с библиотеками.
Таким образом, с помощью одного только семплера можно сделать практически любую аранжировку. В идеале, конечно, несколько разбавить звучание каким-либо еще инструментом.

Семплер
Семплер

Во-вторых, в отличие от большинства ромплеров, семплерные библиотеки не подвергаются компрессии(сжатию) при их создании, а соответственно – не требуют декомпрессии (распаковывания) в момент воспроизведения сигнала. Постоянная память для хранения семплов – недешевый элемент, и производители ромплеров стараются экономить эту память, вмещая в небольшой ее объем как можно большее количество звуков при помощи компрессии. А это – один из важных факторов, влияющих на качество сигнала на выходе. Чем сильнее запакованы семплы, тем больше операций требуется инструменту для их воспроизведения. Также ради экономии ресурсов в ромплерах чаще всего содержатся более короткие семплы, да еще и нередко с пониженной частотой семплирования.
Так вот, семплеры от этого избавлены – семплы хранятся на дешевых внешних носителях, и при попадании в инструмент не подвергаются декомпрессии, а значит – обеспечивают  более качественное звучание.

Студийный семплер
Студийный семплер

В-третьих, большинство семплеров имеют развитую структуру синтеза. То есть, загрузив звук в память, далее Dj может делать с ним практически все, что  заблагорассудится. Слегка подкорректировать или изменить до неузнаваемости – в его руках все необходимые средства. Семплер становится мощным инструментом саунд-дизайна.
В-четвертых, большинство семплеров могут не только воспроизводить семплерные библиотеки, но и семплировать (то есть регистрировать в память) внешний сигнал. Так что есть возможность создавать абсолютно уникальные звуки, записывая их с помощью микрофона, а возможно – даже формировать целые библиотеки засемплированных звуков. А после – сохранять их на внешний носитель.
Некоторые семплеры имеют опцию семплирования в фабричном варианте сборки (например, Akai), для некоторых она приобретается отдельно, когда в ней появляется необходимость (например, Kurzweil серии K).
В-пятых, большинство семплеров выполнены в рэковом варианте, а значит они не занимают слишком много места.
Ни одна студия не обходится без этого почти универсального инструмента, и тому есть свои причины. Сэмплерных библиотек выпускается все больше, звуки становятся все качественнее, и один сэмплер и пара десятков библиотек позволяют отказаться от бесчисленного количества звуковых модулей и синтезаторов.

Рэковый семплер
Рэковый семплер

Все существующие на данный момент сэмплеры можно разбить на несколько категорий. К первой относятся серьезные студийные устройства, имеющие все необходимые функции для записи звука и последующего создания мультисэмпла, а также его настройки. Например, при помощи такого сэмплера можно воссоздать звучание фортепиано, предварительно записав несколько десятков сэмплов с настоящего фортепиано в разных регистрах и с разной динамикой. Затем обработанные сэмплы привязываются к определенным клавишам на MIDI-клавиатуре, и вы получаете возможность играть на ней, как на настоящем фортепиано. Такой сэмплер нужен прежде всего тем, кто собирается работать с реальными инструментами, но не имеет возможность пригласить небольшой симфонический оркестр для записи одной из своих композиций.

Рэковый семплер
Рэковый семплер

Ко второй категории относятся так называемые фразовые сэмплеры типа Loop/Groove. Их количество растет в связи со спросом на танцевальную музыку. Как правило, в качестве “инструмента” используется не мультисэмпл, скажем, синтезатора Moog, а уже готовая записанная фраза, которая в последствии обрабатывается. Обычно эти инструменты предусматривают возможность их использования на “живых” выступлениях и поэтому оснащены большим по сравнению со стационарными сэмплерами количеством регуляторов, позволяющих изменять параметры звуков в режиме реального времени. Для таких сэмплеров выпускаются специальные библиотеки с ритмическими и гармоническими паттернами, рассортированными по темпу. Конечно, студийные сэмплеры тоже могут работать с таким материалом, и, надо сказать, раньше их использовали преимущественно для подобных задач. Однако основная разница между этими двумя категориями приборов заключается в том, что первые менее приспособлены для оперативной работы, что называется, “на лету”, а вторые не имеют возможности точной настройки и обработки сэмплов.

Фразовый семплер
Фразовый семплер

Еще одну категорию сэмплеров представляют рабочие станции, совмещающие в себе функции синтезатора и сэмплера. Возможности сэмплирования значительно отличаются от модели к модели, поэтому однозначно отозваться о них нельзя. Некоторые могут только воспроизводить несколько записанных фраз, другие (в частности, Yamaha EX и Korg Triton) имеют полноценный встроенный сэмплер, что, собственно, видно по их цене. Долгое время лидерами в производстве семплеров оставались Akai и Kurzweil. Стандартная стоимость семплера составляет не менее трех-четырех тысяч долларов, как например, Kurzweil K2600S.

Рэковый семплер
Рэковый семплер

Для Dj пульта семплер – весьма необходимая вещь. Он позволяет записывать небольшие звуковые фрагменты, которые воспроизводятся нажатием кнопки, либо закольцовываются в режиме LOOP. Длительность записи варьируется в зависимости от модели пульта, но достаточно обычно 12 секунд для записи и транслирования небольшого фрагмента. Некоторые пульты позволяют ускорять или замедлять проигрываемый фрагмент, изменяя или не изменяя высоту тона.

пульт Dj(синие квадраты-семплер)
пульт Dj(синие квадраты-семплер)

Хотим мы этого или нет, семплеры уже изменили не только то, как Dj создает музыку, но и то, какую музыку Dj делает.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.