TANGERINE DREAM (МАНДАРИНОВАЯ МЕЧТА)

«Многие люди думают, что мы — техники и любим технологию. Мы не техники. Мы опираемся на то, что имеем, а это — классическая музыка и развивающаяся технология. Мы ничего не сделали, кроме соединения новой технологии с корнями классической музыки».
Edgar Froese.

Эдгард ФРЕЗЕ
Эдгард ФРЕЗЕ

Динозавры немецкой электроники, TANGERINE DREAM. Основатель группы EDGAR FROESE. Родился в Восточной Пруссии в 44 году. Учился в Берлинской Академии живописи и скульптуры и свою первую группу THE ONES создал еще в 1965-м. Творчество этого коллектива никакого отношения к электронике не имело.
Но конец 60-ых был своеобразным плацдармом психоделии, и как и многие другие ФРЕЗЕ начинает экспериментировать с электроникой.
«Помимо экспериментов, в те далекие времена, — вспоминает Фрезе, — у меня было желание раскрыть мир и самого человека совершенно с новой стороны, мне хотелось раскрыть безбрежный океан чувств и фантазий личности, которые не в состоянии выразить никакой рок, джаз, блюз.»
Tangerine Dream принадлежат к послевоенному поколению, которое в какой-то степени противостояло засилию американской психоделики, обширно распространившейся в Европе. Новаторские изыскания некоторых европейских проектов того времени золотыми буквами вписаны в историю развития EDM.
Таким образом, в 67 году появился на свет новый проект Эдгара Фрезе, этот проект воплощение идей одного-единственного человека — Эдгара Фрезе, который был увлечен экспериментами со звуком при помощи только, начинавших существовать электронных инструментов, в частности — клавишных, он положил начало совершенно новой концепции и отношению к электронной музыке. Этот проект получил название, заимствованное из альбома «СЕРЖАНТ ПЭППЭР»  группы BEATLES — TANGERINE DREAM, что можно перевести как МАНДАРИНОВАЯ МЕЧТА или МАНДАРИНОВЫЙ СОН, как кому больше нравится.

TANGERINE DREAM
TANGERINE DREAM

В своем манифесте Tangerine Dream объявили, что группа «собирается творить сильную музыку, которая освобождала бы людей от ужаса, насилия и отчаяния и несла бы им радость и надежду; музыку, которая возвращала бы слушателям состояние чистоты, невинности и созвучия с космическими гармониями». За многолетнее существование коллектива, в составе группы в различное время были многие известные сегодня электронщики, в частности STEVE SCHROYDER, STEVE JOLLIFFE, PETER BAUMANN, JOHANNES SCHMOELLING, CHRISTOPHER FRANKE, PAUL HASLINGER, а в сумме за всю историю группы «Танжериновую» школу прошли 35 музыкантов!

Долгую историю существования коллектива принято разделять на несколько периодов:
Едва образовавшись, TANGERINE DREAM начали выступления по берлинским клубам, и обрели «широкую известность в узких кругах» любителей авангарда. После прихода в группу в 1969 нового клавишника Клауса Шульце (участника проекта PSY FREE), произошел резкий поворот в жизни коллектива. В лице новичка Эдгар нашел единомышленника, в тандеме с которым решил начать с нуля, оставив от прежней группы одно название. Третьим участником перерожденного TANGERINE DREAM стал студент художественного колледжа Конрад Шнитцлер (Conrad Schnitzler).

Conrad Schnitzler
Conrad Schnitzler

Втроем, сидя на каком-то чердаке, они записали демо-ленту в духе панк-электроники — с грохотом крышек от кастрюль и завыванием пилы.

Клаус Шульце
Клаус Шульце

Позже демо была перобразована в первый альбом «Electronic meditation», который был выпущен на неизвестном немецком лейбле Ohr Musik. Электронные движения импровизаций должны были «акустически заполнить то, что находится между рождением и смертью». Это была музыка постапокалипсиса. Гитара Фрезе выдавала ураганы и смерчи искаженных ревов и похрипываний. Шульце пробивал в своих барабанах дыры. Воющие пилы-скрипки и виолончели Шнитцлера добавляли то, что было свойственно для современной кельнской школы классической музыки.

Клаус Шульце
Клаус Шульце

Вспоминая об этой работе гораздо позже Клаус Шульце охарактеризовал этот альбом как электронный панк. Но кстати, оригинальная виниловая версия ELECTRONIC MEDITATION сегодня стоит несколько сот фунтов стерлингов и является гордостью коллекционеров.

Tangerine Dream-Electronic Meditation
Tangerine Dream-Electronic Meditation

«Мы хотим сделать слышимым движение, уйти на самый край человеческого воображения». Edgar Froese

После записи альбома Эдгар Фрезе остался один. Участники группы покинули его: Шнитцлер — по идейным соображением, а Шульце переманили PINK FLOYD (в основном в качестве технического консультанта). Через несколько месяцев за ударные сел Кристофер Франке (Christopher Franke). Позже он переквалифицировался в клавишника. До 1972 TANGERINE DREAM выступала в качестве дуэта и даже записала альбом «Alpha Centauri» с участием сессионных музыкантов. Этот диск открывал эру «космических» альбомов группы и демонстрировал новые возможности звука при посредстве синтезатора VCS 3.

«Alpha Centauri»
«Alpha Centauri»
Christopher Franke
Christopher Franke

В 1972 в коллектив пришел Питер Бауман (Peter Baumann), и их снова стало трое. Данный состав считается «золотым»: именно данный костяк добился самых выдающихся достижений в истории группы. C приходом Franke и Baumann, музыка группы стала более агрессивной и экспериментальной, в ней были легко заметны влияния электроакустических разработок Штокхаузена и других представителей серьезной академической электроники. Названия альбомов и композиций вызывали воспоминания о научной фантастике и космосе. Их музыка стала с замкнутой на себя структурой и магнитофонным эхо, выбивающим из привычной колеи, усиливающим жуткий, экзотический звук. В ней чувствовалась почти физически осязаемая оторванность от всего, что происходило вокруг и называлось МУЗЫКОЙ.  Бауман придумал соединить электронное звучание со струнным квартетом — так появился двойной альбом «Zeit».

«Zeit»
«Zeit»
Peter Baumann
Peter Baumann

«На альбоме представлен отличный симбиоз выразительных гармоний и электронных вариаций скатывается в чересчур продолжительные тональные мутации, препарирования звука и эффекты тишины, давая результатом бессодержательную космическую безграничность»-Die Welt
Несмотря на старания музыкантов, их творчество все еще считалось лишь эксплуатацией придуманных другими коммерчески успешных приемов. Выпущенный в 1973 «Atem» привлек к себе внимание авторитетного Dj Джона Пила, и пластинке присуждено звание «Альбома года». После записи «Atem»группу покидает Бауман, а Франке и Фрезе записывают весьма оригинальный «Green Desert»,который был представлен вниманию широкой публики только в 1986. Между тем, Бауман возвращается вновь, и вдохновленный коллектив заключает контракт со знаменитой британской звукозаписывающей компанией Virgin. Ни для кого не было тайной, что самовыражения берлинского проекта главным образом были направленной ответной реакцией на популярные психоделические настроения Америки и Великобритании. Многочисленные критики сравнивали их с PINK FLOYD и единогласно называли эту работу неудачной и скучной.
«В контрасте с произведениями творцов этого жанра — Кэйла, Штокхаузена, Фелдмана — их акустический ЛСД был стерильно упакован и являлся ребусом, поддающимся для разгадки лишь избранной аудитории» (Rocklexikon).
В 1974 на новом лейбле выходит альбом «Phaedra», при записи которого используется новый аналоговый синтезатор «Moog», очень тяжелый в настройке.

Tangerine Dream Phaedra
Tangerine Dream Phaedra

По этой причине половина альбома представляет собой склейки из различных фрагментов репетиций: добиться долгого стабильного звучания не представлялось технически возможным. Тем не менее «Encore» поднимается до восьмого места в мировых чартах, что для авангардной группы было более чем неожиданно. В рецензии на альбом издание Rolling Stone отмечало «эффектное сочетание меллотрона и синтезатора» и «роскошное использование полнозвучных гармоний».  В 1975 выходит альбом «Rubycon», состоявший всего из двух композиций продолжительностью 17 минут каждая, и первый концертник «Ricochet».

Ricochet
Ricochet

1976 ознаменовался выходом «Stratosfear», в котором, помимо электронных инструментов, использованы акустические гитары, клавесин и гармоника. Сразу после выхода альбома Бауман собрался окончательно покинуть группу. Фрезе удалось убедить музыканта не покидать коллектив до окончания американского турне, которое проходило с большой помпой — с использованием криптонового лазера, сложных оптических систем и свыше десятка наименований разнообразных музыкальных инструментов.

«Stratosfear»
«Stratosfear»

Фантастическое представление, которое происходило на американском континенте, было опубликовано на альбоме ENCORE.

Encore ( Live )
Encore ( Live )

Отрывок воспоминаний об одном из таких выступлений: «Зелено-голубое небо как то незаметно стало бирюзовым и башни средневекового замка медленно в нем растворились. Зазвучали неземные фантастические звуки. Это была завораживающая музыка, усеянная десятками разноцветных лазерных пунктиров, ясными тонкими сверкающими линиями, постоянно создающими немыслимые узоры в пространстве. Яркие вспышки осветили небо. Мы увидели прямо перед собой летящую чайку, скачущую лошадь и разноцветное сплетение лазерной паутины над нашими головами… Мы слышали ревущее море, кричащие звезды, осенние хмурые дожди, монотонный пульс Вселенной……»

Tangerine Dream
Tangerine Dream

В том же году начинается увлечение кино: TANGERINE DREAM записывают первый из дюжины своих саунд-треков к фильму «Sorcerer» Уильяма Фридкина. Впоследствии группа поучаствовала в работе над такими блокбастерами, как «Воспламеняющая взглядом», «Risky Business» (самый успешный из саунд-треков команды) и саге Ридли Скотта «Легенда». Со временем, работа в кино, стала неотъемлемой частью жизни проекта, и в сумме количество soundtracks перевалило за 300.

Tangerine Dream
Tangerine Dream

В 1978 состав коллектива пополняется клавишником Стивом Джоллиффом (Steve Jolliffe) и барабанщиком Клаусом Кригером, при участии которых записывается альбом«Cyclone», на котором группа впервые использует вокал. После очередного турне группу покидает Джоллифф, однако влияние его рок-н-ролльных вкусов ощущается и на следующем альбоме «Force Majeure», который считается лучшим в истории TANGERINE DREAM.

Steve Jolliffe
Steve Jolliffe

На замену Джоллиффу берут Йоханеса Шмелинга (Iohannes Schmoelling), который занимался музыкальным оформлением спектаклей берлинского театра.
31 января 1980 TANGERINE DREAM выступает в восточно-берлинском Palast der Republik и становится единственной «капиталистической» группой, которой посчастливилось играть для жителей страны социалистического лагеря. Подобное «везение» объясняется максимальной «политкорректностью» исполнителей: группа играла исключительно инструментальную музыку «без слов». Tangerine Dream назвали свою музыку «универсальным языком». Они постоянно поддерживали антиракетные и антиядерные компании.

Tangerine Dream
Tangerine Dream

В течение следующих трех лет группа записывает четыре студийных диска —«Tangram», «Exit», «White Eagle» и «Hyperborea» (последний для лейбла Virgin), продолжает свои концертные выступления, по результатам которых выпускает несколько альбомов.
Начало этого периода ознаменовано многочисленными работами над саундтреками к фильмам. В 1985 выходит последний диск в данном составе «Le parc». Год спустя группу покидает Йоханес Шмелинг, на его место берут молодого австралийца Пауля Хаслингера (Paul Haslinger). С его участием записаны студийные «Underwater Sunlight» (1986), «Tyger» (1987) и «Livemiles» (1987) (по материалам выступления на концерте, посвященном 750-летию Берлина).

ForceMajeure
ForceMajeure

После 17 лет сотрудничества группу покидает Франке. В начале 1998 Фрезе и Хаслингер приглашают Ральфа Вэйдфула, при участии которого выпускают альбом «Optical Race». Этот диск выходит на лейбле Private Music, принадлежащем бывшему участнику коллектива — Петеру Бауманну собственной персоной. Вэйдфул, как это случалось уже не раз, долго в группе не задержался. После его ухода Фрезе и Хаслингероом решено работать вдвоем. Однако в работе над следующим альбомом «Lily On The Beach» (1989) уже участвует сын Эдгара Джером, который был представлен публике как полноправный участник на концерте в Восточном Берлине (в 1990 году). В 1990 выходит последний альбом на лейбле Private Music — «Melrose». После него TANGERINE DREAM покидает Хаслингер, и группа становится исключительно «семейной».
Edgar Froese отнюдь не считал, что на коллективе с престижной торговой маркой Tangerine Dream можно ставить крест. Наоборот, активность группы резко возросла — за четыре года, относящихся в официальной истории Tangerine Dream к Seattle Years, было выпущено аж полтора десятка альбомов, семь из которых были номинированы на получение престижнейшей музыкальной премии «Грэмми»! Ирония судьбы — или закономерность: номинации посыпались, как из ведра, именно в тот момент, когда коммерциализация группы и ее продукции стали очевидными…
Сразу три альбома пришлось на первый год «сиеттлского периода» — 1992. Новый студийный альбом «Rockoon» получился достаточно ровным… и не слишком запоминающимся. Ритмичные мелодии Edgar Froese смахивали уже не на «звуковой LCD» (такое название носит один из самых известных бутлегов группы), а на легкий расслабляющий коктейль из мартини с тоником. Новая музыка Tangerine Dream идеально подходила для создания «фона» для любовной вечеринки или приятной релаксации, хотя нет нет, да и возникали забытые со времен Virgin роковые интонации.

"Rockoon"
«Rockoon»

Tangerine Dream явно стремилась освежить и омолодить свою музыку, превратив ее из андерграундного продукта для немногочисленных ценителей в полноценный коммерческий продукт, востребованный молодым поколением. И это вполне закономерно — к тому времени Edgar Froese остался единственным «стариком» в группе. Молодая же поросль — Jerome Froese, молодой швейцарский гитарист Златко Перика и уже знакомая нам саксофонистка Linda Spa — старалась держать нос по ветру новых веяний. И получалось это у них едва ли не лучше, чем у Edgar Froese.
В том же 1992 году свет увидел любопытный альбом «Quinoa», выпущенный мизерным тиражом в 1000 копий исключительно для членов фэн-клуба группы — Tangerine Dream явно стремилась задобрить своих немногочисленных оставшихся поклонников. И лишь через несколько лет диск, в чуть измененном виде, был выпущен массовым тиражом, с полным правом став в ряд официальных альбомов группы.
Состоявшееся в 1992 году турне по США было увековечено в очередном концерте — «220 Volts Live» (1993) — получившим очередную номинацию на «Грэмми» (которой, впрочем, группа в очередной раз не получила). Диск этот запомнился публике прежде всего по оригинальной обработке классической композиции Джимми Хендрикса «Purple Haze» — старая тяга Tangerine Dream к rock-музыке вновь дала о себе знать.

Эдгард ФРЕЗЕ
Эдгард ФРЕЗЕ

Именно с этого диска, пожалуй и началась эпидемия «remix’es», поразившая группу во второй половине 90-х. В 1996, на своем очередном альбоме «Tyranny of Beauty» (1996) Edgar Froese отважился на «пересмотр» классического наследия Tangerine Dream, поместив «новую версию» композицииS tratosfear с одноименного альбома. Кстати говоря, сам альбом, посвященный «гримасам моды» на подиумах всего мира, вышел относительно удачным, получив седьмую по счету номинацию на «Грэмми». Увлечение римейками достигло апогея в 1995-1996 годах, когда группа внезапно разродилась сразу двумя альбомами ремиксов (в том числе — одним двойным). К счастью, на этот раз пересмотру подвергались лишь композиции позднего периода Tangerine Dream, которые от этого не слишком проиграли…

отец и сын
отец и сын

Однако не стоит  ставить крест на всех творения Tangerine Dream, в этот период — наоборот, поздние альбомы группы заставили вновь заговорить о профессионализме команды Edgar Froese. Мы помним, что практически после каждого обновления в составе группы один из ее новых участников неизменно становился генератором идей, порой меняя музыку коллектива до неузнаваемости. Не стал исключением и последний плодотворный период коллектива. Можно предположить, что самый большой вклад в мелодику новых альбомов Tangerine Dream внесла единственная женщина,  молодая и яркая саксофонистка Linda Spa.

Linda Spa
Linda Spa
Linda Spa
Linda Spa

Именно ей принадлежит самая яркая и красивая композиция на альбоме «Goblin’s Club» — «Elf June And The Midnight Patrol», пронзительная симфоническая баллада в несвойственном для группы романтическом стиле. По сути дела, именно этой композиции обязан своим успехом весь альбом, остальные дорожки которого были типичной продукцией Edgar Froese и Jerome Froese.

Джером Фрезе
Джером Фрезе

Но существовала и другая примета, которая сбылась и на этот раз: успешный новичок не мог задержаться в компании, единственным лидером которой оставался Edgar Froese… И через год очаровательная, затянутая в кожу саксофонистка покинула группу. За четыре года «сиэтлской» истории было записано 15 альбомов, семь из которых номинировались на «Грэмми». Основной массой продукции были римейки старых вещей адаптированных под вкусы нового поколения.

Эдгард ФРЕЗЕ
Эдгард ФРЕЗЕ

Очередным переломным моментом и началом нового, последнего на сегодняшний день этапа карьеры группы стал 1998 год, когда Tangerine Dream наконец-то стали владельцами собственной фирмы звукозаписи, получив возможность выпускать все, что душе угодно и поэтому они активно взялись за поточное переиздание старого материала. В ход пошли записи удачных концертов начала 80-х, периода расцвета Tangerine Dream, и не выпущенная музыка к кинофильмам, и уже известных композиции. По производительности работы Tangerine Dream перекрыли все возможные рекорды, выпустив больше 20 (!) дисков всего за три года! В том числе — лишь два полноценных студийных альбома: «Mars Polaris», неудачно «привязанный» к окончившемуся крахом проекту «Mars Pathfinder» (дорогостоящий «марсоход», как мы помним, сгинул, так и не передав на Землю ни кадра марсианской поверхности) и приправленный восточными мотивами «Seven Letters From Tibet» в духе electronic и new age…

TANGERINE DREAM в работе
TANGERINE DREAM в работе

…На счету группы — 30 лет существования, более 70 выпущенных альбомов, лавры основателя жанра «электронного рока». Достаточное количество верных поклонников, которые будут, скупать все старые и новые работы группы. Они останутся в истории современной музыки!  И не помешает снять шляпу перед достижениями ее создателей, породивших, пожалуй, один из самых своеобразных и ярких коллективов второй половины ушедшего века.
Их влияние так велико, что именно их творчество побудило заняться музыкой Стивена Уилсона из Porcupine Tree и Тилля Линдеманна из Rammstein.
В 2002 году два альбома Tangerine Dream Phaedra и Rubycon были включены в рейтинг The 25 Most Influential Ambient Albums Of All Time (25 главных эмбиент альбомов всех времён).
20 января 2015 года лидер Tangerine Dream Эдгар Фрезе скончался от эмболии легочной артерии.

Эдгард ФРЕЗЕ
Эдгард ФРЕЗЕ

Tangerine Dream создали свой имидж, свой собственный музыкальный стиль и вместе с легендарным Клаусом Шульце положили начало целому музыкальному направлению, которое в дальнейшем получило название Берлинская Электронная Школа.
Люди, которым чужда синтетическая культура в целом, относяться к Tangerine Dream (как впрочем и к любому другому синтетическому проекту) как к «нажимателям кнопок», при помощи которых умные машины создают музыку….музыку, которая в свою очередь тоже может рассматриваться только как фон, создающий некие настроения. Иначе говоря, сложные электронно-гитарные работы проекта для кого-то являются анафемой, для тех, кто привык слушать нормальную  музыку без лишних надстроек и заумностей.
Для большинства поклонников громкое имя TANGERINE DREAM закончилось в 1988 году.

Tangerine Dream
Tangerine Dream

Дискография:

Electronic Meditation (1970)
Alpha Centauri (1971)
Zeit (1972)
Atem (1973)
Green Desert (1973-1986)

Phaedra (1974)
Ricochet (1975)
Rubycon (1975)
Sorcerer (1975, саундтрек)
Soundmill Navigator (1976, 1999)
Stratosfear (1976)
Encore (1977)
Cyclone (1978)
Force Majeure (1979)
Pergamon (1980)
Tangram (1980)
Exit (1981)
Thief (1981)
White Eagle (1982)
Sohoman: Live in Sydney (1982, 1999)

Logos (1982)
Hyperborea (1983)
Risky Business (1983, саундтрек)
The Keep (1983, саундтрек)
Wavelength (1983, саундтрек)
Firestarter (1984, саундтрек)
Flashpoint (1984, саундтрек)
Poland (The Warsaw Concert) (1984)
Heartbreakers (1985, саундтрек)
Le Parc (1985)
Legend (1985, саундтрек)
The Park is Mine (1986, саундтрек)
Underwater Sunlight (1986)
(1987) Der Meteor (1987, музыка у детскому радиосериалу)
Near Dark (1987, саундтрек)
Shy People (1987, саундтрек)
Three O’Clock High (1987, саундтрек)
Tyger (1987, студийный альбом)
Antique Dreams (1988, 2000)

Live Miles (1988)
Optical Race (1988, студийный альбом)
Lily On The Beach (1989)
Miracle Mile (1989)
Dead Solid Perfect (1990, саундтрек)
Destination Berlin (1990, саундтрек)
Melrose (1990, студийный альбом)
Canyon Dreams (1991)
Rumpelstiltskin (1991)
The Man Inside (1991, саундтрек)
Deadly Care (1992, саундтрек)
Quinoa (extended) (1992, 1997)

Rockoon (1992)
220 Volts Live (1993)
Catch Me… If You Can (1994, саундтрек)
Turn Of The Tides (1994)
Dream Mixes I 2CD (1995)
Tyranny of Beauty (1995)
Zoning (1995, саундтрек)
Goblins Club (1996)
Ambient Monkeys (1997)
Dream Mixes II (TimeSquare) (1997)

Tournado (1997)
Valentine Wheels (1997)
Dream Encores (1998, ремисксы)
Transsiberia (1998, саундтрек)
Architecture In Motion (1999, саундтрек)
Mars Polaris (1999)
Oasis (1999)
The Hollywood Years 2CD (1999)
Great Wall Of China (2000, саундтрек)
The Seven Letters From Tibet (2000)

Grand Theft Auto V(2013) (комп. игра)

Discovery (2001)

Luminous Visions (1998)

Memphis PD: War on the Streets (1996)

Подмена / The Switch (1993)

We All Have Tales: Rumpelstiltskin (1992)

Рэйнбоу Драйв / Rainbow Drive(1990)

Человек внутри / The Man Inside (1990)
Вторжение в США: Штат в осаде / Crack USA: County Under Siege(1989)

Поймай меня, если сможешь / Catch Me If You Can (1989)

Destination Berlin (1988)
Волшебная миля / Miracle Mile(1988)

Кровавые ночи / Red Nights (1988)

Упорный, надежный, идеальный / Dead Solid Perfect (1988)

Canyon Dreams (1987)

Deadly Care (1987)

Tonight`s the Night (1987)

Город теней / City of Shadows (1987)

Почти стемнело / Near Dark (1987)

Ровно в 3 часа Three O`Clock High(1987)

Стыдливые люди / Shy People(1987)

Zoning (1986)

Это мой парк / The Park Is Mine (1986)

Зрительный поиск / Vision Quest(1985)

Красная жара / Red Heat (1985)

Легенда / Legend(1985)

Уличный ястреб / Street Hawk (1985) (сериал)

Воспламеняющая взглядом / Firestarter(1984)

Вспышка / Flashpoint(1984)

Запретная любовь / Forbidden (1984)

Разбивающие сердца / Heartbreakers (1984)

Длина волны / Wavelength(1983)

Крепость / The Keep(1983)

Рискованный бизнес / Risky Business(1983)

Спазмы / Spasms (1983)

Солдат / The Soldier(1982)

Вор / Violent Streets(1981)

Мертвые дети / Strange Behavior (1981)

Kneuss (1978)

Конец игры / Game Over (1978)

Колдун / Sorcerer(1977)

Ein für allemal (1973)

Geradeaus bis zum Morgen (1972)

Vampira (1971)

Место преступления / Tatort(1969-2016) (сериал)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.